Счастье несовместимо со злобой

Дата публикации:15.01.2014

Митрополит Даниил, отвечая на вопросы читателей нашего журнала и слушателей радиопрограммы «Свет жизни», рассказывает о духовном возрастании, несовместимости злобы и счастья и о том, в чем смысл жизни одиноких людей.

Возможно ли духовное возрастание человека, который полагает, что многого достиг в духовной жизни?

С чего начинается христианство, как звучит первая заповедь в Новом завете? «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». (От Марка 1:14,15) Покаяние – это не разовая заповедь. Это чувство вины пред Богом, чувство собственного несовершенства и осознания того, что мы не в силах исправить себя. Невозможно избавиться от осуждения, лукавства, злопамятства, чувства неприязни и от других страстей и грехов, если нам не поможет Господь. Покаявшись, человек должен просить Бога помочь ему избавиться от душевных недугов. Вот первая заповедь. Без покаяния не стать христианином.

Мы часто молимся рассеянной молитвой. Это своего рода полуфабрикат, но Господь принимает и ее, если мы каемся: «Я виноват, не хочу других осуждать, гневаться (или другое) помоги мне, Господи!», и Он обязательно поможет.

Что такое богомыслие?

Прежде чем что-либо сделать, давайте подумаем, кому это выгодно. Вот потянуло пойти и высказать какому-то человеку все, что думаешь о нем. Но кому выгодно, чтобы вы говорили в состоянии раздражения? Чего вы хотите: просто выпустить пар или нечто большее – исправить этого человека? Если хотите его исправить, нужно самому прийти в состояние мира. Только в таком состоянии можно указать другому на недостатки, не надмеваясь.

Мы гордые, самолюбивые… А нужно чаще вспоминать, что Господь много пострадал ради нас, часто углубляться в Евангелие. Земное бытие когда-нибудь закончится, а с чем придем к Богу? Такие мысли рождают благие слова и благие поступки. Вот это называется богомыслием.

Можно ли открывать кому-нибудь свои грехи, кроме священника?

Исповедуйте друг другу согрешения ваши. Что это значит – «исповедуйте»? Можно говорить о своих страстях, к примеру: «Я бываю часто несдержанна в словах, помолись за меня». Это нормально. Но есть конкретные поступки, которые следует исповедовать священнослужителю.

Есть раскаяние как констатация факта, а есть покаяние. Это разные понятия, и Евангелие объясняет, в чем разница. Апостол Петр и Иуда предали своего Учителя, но один покаялся перед Христом, а другой, Иуда, вроде бы признал свой грех – «предал кровь неповинную», но, отчаявшись, «пошел и повесился». Разбойник, висевший на кресте, тоже покаялся: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Не «возьми», я не наглец, который дерзает вломиться в Твое Царствие, просто: Господи, вспомни обо мне, потому что сейчас мне больно и тяжело. Такое покаяние Господь принимает.

Мы вовсе не заслуживаем, а Бог может в доли секунды нас изменить, если видит, что не только уста просят об этом, но и сердце.

Совместимы ли злоба и счастье?

Счастье - это когда мир в душе. Человек в состоянии злобы не может творить что-либо благое, он уничтожитель. Первые слова, которые Господь сказал апостолам, явившись после Своего воскресения: «Мир вам». Когда мир в душе человека, он способен созидать. Но зачастую мы не ощущаем этого мира. Почему? В одном из псалмов есть замечательные слова: «Нет мира в костех моих от лица грех моих» (псалом 37). Таким образом, святой пророк, псалмопевец Давид, отвечает: потому что грехи мешают нам.

Как молиться о человеке, если неизвестно – жив он или нет?

Нужно молиться, как о живом. Господь услышит молитву, независимо от того – о здравии или упокоении она. Главное, чтобы мы «включили» свое сердце. Как пишет епископ Игнатий Брянчанинов, в молитве должны быть внимание, благоговение перед Господом и покаяние – мы грешники пред Ним. Такая молитва принимается. Она способна пробить толщу воздуха и дойти до Неба. Господь видит каждого человека. Просите о ком молитесь: «Господи, помоги ему!», как просят врача о помощи. А Господь и есть Врач.

В чем смысл жизни одиноких людей?

На самом деле без воли Божией и волос не упадет с нашей головы. Смысл жизни любого человека, одинок он или нет, – подготовка к другой жизни. Там мы будем сдавать экзамен на любовь: сколько добра смогли аккумулировать в своем сердце.

В одиночестве, конечно, есть и минусы, и плюсы. Это время уединения, сосредоточения для молитвы, дар Господний. Любое страдание на земле служит очищением от грехов. Отцы Церкви говорили, что в Вечности мы будем благодарить Бога больше не за минуты счастья, а за те минуты, в которые претерпевали страдание.

Люди, прошедшие войну, рассказывали, что они готовы были отозваться на боль и несчастье других. А сейчас, когда есть все необходимое, мало кто откликается. Понимаете, страдание способно изменять человека в лучшую сторону.

Чем отличаются именины, день ангела и день рождения?

День Ангела и день тезоименитства часто объединяют, но это разные праздники. Ангел-хранитель посылает нам добрые мысли, защищает, пытается остановить от дурных поступков, но ему не дано право «надеть на нас наручники». День Ангела у каждого человека – 21 ноября, когда мы празднуем День Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. А день тезоименитства – день святого, в честь которого нас назвали. Главное в эти дни помнить о Боге, благодарить Его, исповедаться и причаститься.

День рождения - это точка отсчета. Я столько-то прожил на земле: что сделал доброго, плохого? «Господи, прости за плохое и помоги мне делать добро». С такой установкой мир Божий будет пребывать в нашем сердце.

Возврат к списку




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».