Слово любви живит

Дата публикации:16.01.2014

Протоиерей Артемий Владимиров, педагог, филолог, писатель, обладает редким сегодня даром высказывать важные мысли доступно и изящно. Беседуя с батюшкой, сложно удержаться от вопросов к нему не только как к опытному священнику, но и как к знатоку словесности.

- Отец Артемий, современная жизнь строится, словно «по воинскому уставу». Но увы, молитве и размышлениям о Боге мы отводим ничтожно мало времени, даже молимся порой формально. Между тем Святые отцы говорят, что человек должен в своей жизни встретить Живого Бога. Но как это сделать?

- Вы, без сомнения, правы, что ритм современной жизни имеет свойство, как водоворот, человеческую душу утаскивать в компьютерный андеграунд. А если и не в виртуальный омут, то в чехарду собственных мыслей, суетность чувств. Одному греческому подвижнику Господь приоткрыл, что все намерения лукавого заключаются как раз в том, чтобы превратить человеческую личность в загнанную лошадь, в пене, в мыле, чтобы душа не имела возможности даже вспомнить о своем назначении, о конце земной жизни, не имела потребности смотреть на небо, но повторяла вместе с Базаровым, известным литературным героем Ивана Сергеевича Тургенева: «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».

Однако в Евангелии мы не так просто именуемся сынами Света и сынами Царствия, которое внутри нас есть. Святитель Феофан Затворник (это вторая половина XIX века), и Макарий Великий (VI век), говорят о призвании христианина независимо от избранного им рода жительства – пустыня, монастырь или шумный город. От нас, людей, крещеных во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, от тех, кто сподобился принять дар Духа Святого, независимо от образа жизни, интеллектуального ценза, звания, требуется всегдашнее горение сокровенной сердечной лампады.

Вот и состоит вопрос в том, как, будучи обремененным обязанностями приходского пастыря, или педагога, или корреспондента и так далее, освободиться от гнета суеты, мысленной чехарды и вступить в область покоя, мира, того, что Святые отцы называли священным безмолвием. Очень просто.

Необходимо обрести точку опоры. Не для того чтобы перевернуть весь мир, а чтобы, находясь в гуще мирового исторического процесса, всегда чувствовать, что небесный полог отдернут, и Вечность смотрит на нас. Вместе с тем необходимо собрать свое внимание на предмете, достойном такового. Наши душевные силы, ум, чувства, воля, как правило, рассредоточены и напоминают персонажей басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Когда мы соберем вместе и ум, и сердце, и душу, и тело и устремим внимание к Тому, Кто нас видит, слышит, любит и мысли наши знает наперед, когда мы, подобно младенцам, начнем лепетать, плакать, просить, простирать руки, взывать к Богу, когда Он соделается нашей путеводной звездой, и посредством ниточки мысли мы привяжем себя к молитве, тогда все в нашей жизни изменится от худшего к лучшему.

Таким образом, чтобы выйти из-под гнета суеты, надо научиться мыслить о высоком, а это заповедь, данная нам через апостола Павла: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4,8).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Справиться с этой задачей очень легко. Нужно привязать наш ум к Богу, невидимому, непостижимому, через призывание Его святого имени. Когда имя Господне будет запечатлено в нашем уме и сердце, тогда мы, идя на работу, или гуляя с колясочкой вокруг дома, или стоя в храме, будем со вниманием, неспешно произносить: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, грешную». При этом представим себя мысленно пред лицом Небесного Отца, не допуская мечтаний, фантазий, с благоговением и трепетом призывая Его имя, в надежде, что Он очистит и освятит наши души и Своей благодатью станет почивать в нашем сердце. Вот вам и выход из положения.

Причем я не сказал ничего нового. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский XIV столетия, настойчиво повторял: все христиане, независимо от возраста и положения, занимаемого в обществе, имеют внутреннюю потребность и одновременно долг всегда призывать Господа, всегда памятовать о Нем. А еще раньше апостол Павел говорил о том, что мы призваны и душой и телом прославлять Небесного Отца на всякое время и на всяком месте, призывая Его Святое имя.

- Известно, что мысли и слова материальны. Посредством слова можно ранить, а можно вылечить, очистить душу и свою, и тех, кто тебя окружает. Как это происходит?

- Дело таинственное. Слово и материально, и нет. В каком смысле? Оно имеет либо звуковую, либо письменную оболочку, при этом оно никогда не бывает пустым, полым, праздным. Если оно таково, то человеку должно держать ответ за бесцельные, всуе произнесенные слова. Слово всегда наполнено, оно всегда содержательно. Это вместилище духа, той духовной силы, которая наполняет наше сердце. Бывают слова тяжелые, колкие, грязные, мерзкие. На Святой Руси матерная брань считалась не просто безнравственным явлением, но богохульством, грехом, за который в правление Алексея Михайловича Тишайшего в соответствии с Соборным уложением 1649 года полагалось физическое наказание, а иногда и смерть, если матерщинник позволял себе произносить эти слова рядом с церковью.

Так вот, слово воздействует таинственно на человеческое сердце. Федор Иванович Тютчев сказал не зря:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Слова «слово» и «слава» – однокоренные. Предназначение слова - в прославлении Того, Кто даровал нам словесность, способность изъясняться, вот почему и мы, словене, славяне – особый народ. Наше призвание не только жилищное строительство и производство электронных часов, а прославление Того, Кто ввел нас в чудный Свой свет (1 Петр. 2, 9). Кому много дано, с того много и спроситься. Чем выше заберешься, тем больнее падать. Велика честь, но велико и наказание человеку, не оправдавшему доверия.

Итак, если слово, сходящее с нашего языка, с наших уст, наполнено энергией правды и любви, то это слово живит. Оно подобно животворной инъекции. Даже человек, убеждения которого совершенно далеки от библейского мировоззрения, прикоснувшись к писаниям или словам писателя или оратора, которые идут от сердца, из глубины души, не останется не впечатленным и не очищенным.

Как это происходит? Мы только пожмем плечами. Слово является носителем духа. А как Божия благодать врачует сердце, нам знать не дано. Мы можем догадываться: как компресс, который снимает воспаление, как дождь, который увлажняет иссохшую землю, как солнечный свет, который оживляет завядшую листву и приносит радость всем, кто входит в область этого света. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», «сказано как отрезано» - и много других пословиц можно было бы привести нашим читателям, чтобы они поверили и убедились в том, что слово - это сила, импульс. Посредством слова душа того, кто вас слушает, сама окрыляется, и в сердце внимательного слушателя расцветают в конце ноября цветы запоздалые.

Беседовала Людмила Селиванова

Продолжение в следующем номере

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.