Лето благодатное

Дата публикации:16.01.2014

Отечественное педагогическое наследие играет важную роль в осмыслении воспитательного процесса в современной школе. Особенно это касается трудов православного духовенства.

К их числу относятся работы отца Михаила Ивановича Сибирцева (1822-1912) – известного архангельского педагога, естествоведа, священника и проповедника, главы семьи, воспитавшего девятерых детей, среди которых видные отечественные ученые Иустин, Николай и Евгений Сибирцевы.

Внимание к сердцу

Михаил Иванович родился в 1822 г. в Шенкурском уезде в семье священника. Получив духовное и светское образование, Сибирцев преподавал в архангельской семинарии естественную историю и сельское хозяйство, латинский и греческий языки, алгебру, геометрию, географию, физику, Библейскую историю. Выпускники долгое время помнили его «доброе отношение к ним и о приглашении к себе в праздничные дни»

В семинарии Сибирцев оказал серьезное влияние на Иоанна Сергиева (будущего Кронштадтского пастыря). Посещая Архангельск, отец Иоанн всегда навещал своего бывшего учителя, часто служил с ним вместе в Троицком соборе.

Посвятив более 30 лет воспитанию будущих пастырей, в 1880 году в возрасте 58 лет Михаил Сибирцев принял священный сан и продолжил педагогическое служение в Епархиальном женском училище и в первой церковно-приходской школе Архангельска при Рождественском храме. В 1898 году протоиерея Михаила Сибирцева назначили настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора.

К педагогическому наследию отца Михаила можно отнести фундаментальный труд «Опыт библейско-естественной истории или описательное изложение библейской геологии, ботаники и зоологии» и проповеди, которые служили к назиданию юношества, их родителей и учителей. В «Опыте…» он показал «согласие Священного Писания с открытиями и исследованиями науки». Для религиозного сознания вера и разум существуют нераздельно, т.к. вера – это способность человека к познанию Бога, а наука – это способность человека к познанию мира, созданного Богом.

М.И. Сибирцев как педагог и проповедник стремился пробудить в учениках и прихожанах постоянное внимание к своему сердцу и направление его к добру, святости, истине.

Питая особую любовь к природе, отец Михаил видел в ней наглядный образ духовно-нравственного воспитания.

Путь истины и добра

В проповедях, говоря о духовном становлении человека, отец Михаил приводил примеры из мира природы, понятные ребенку и взрослому.

В слове на день Пятидесятницы (ГААО. Ф. 29. Оп.1. Д. 2180. Л.2-6) он обращает внимание слушателей на самое благодатное время года - лето. В этот праздник в церковь приносят распустившиеся ветви деревьев, цветы, и «…этим мы отмечаем наступление лета», а источник такого обновления природы – Дух Святой.

Отец Михаил Сибирцев любуется красотой окружающего мира в эту пору: «Лето! Ах, какое прекрасное и приятное время! Летом как бы все вновь созидается: земля приятною зеленью устилается, украшается прекрасными цветами, деревья одеваются и увешиваются плодами, воздух дышит теплотою и благоуханием, все животные и птицы и четвероногие и даже пресмыкающиеся, кажется, не знают, как нарадоваться своему новому бытию. А человек! О, он так и рвется в обновленную летом природу, – в этот новонасажденный сад Божий, чтобы ожить духом и телом и насладиться красотою созданий Божиих!»

Наряду с радостью священник видит повод и для печали – «поплакать о потере первобытного рая…», где «все было в несравненно большем совершенстве, там сам Бог приходил к человеку, украшал жилище его своим присутствием, да там и человек был другой, совсем другой: здоровый, крепкий телом, светлый умом, живой чувствами, чистый и непорочный душою».

В кратковременности земного лета отец Михаил видит духовно-нравственное назидание, заложенное Творцом в природу: «Чтобы мы, благодарно и благоговейно наслаждаясь в наступившее лето красотами видимой природы, помнили, что мы еще не в настоящем раю, что прежний рай потерян, а будущий надо заслужить. Чем заслужить? Очистим себя от грехов и беззаконий и облечемся в христианские добродетели, как природа облеклась в свойственные ей украшения; обновим нашу жизнь, как обновилась природа; пусть и в нашей душе будет такое же благоприятное лето, как и повсюду кругом нас. Природа пробудилась от зимнего сна, как бы воскресла и стала жить новою жизнью; воскресением и мы пробудимся от сна греховного и постараемся жить обновленною жизнью, не оскорбляя Духа благодати на нас почивающего…». Описание лета в проповеди отца Михаила становится примером пробуждения внутренней жизни человека, духовного обновления и расцвета его добродетелей.

В педагогическом наследии священника Михаила Сибирцева природа представляет духовно-нравственную ценность, помогает осмыслить исторические события и жизненный путь человека, воспитывает чувство красоты, благоговения к Творцу и Его созданию, обязывает к ответственному и бережному отношению к окружающему миру. Но главное – через образы природы отец Михаил раскрывает нравственные законы жизни.

Как отмечали современники, в каждом поучении Сибирцев наставлял слушателей «на путь истины и добра» «с ему только свойственным умением и неотразимой силой убеждения».

Просветительская деятельность священника была достойно отмечена при жизни различными наградами. Но наивысшая оценка его служения – в учениках и детях. Среди деятелей, которые возросли под воздействием отца Михаила Сибирцева, «архиереи и священники, педагоги от сельского учителя до профессора академии и университета, врачи, чины гражданские и военные». Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский в благодарственной телеграмме за освящение Сурского подворья в Архангельске начал свое обращение к нему словами «маститый мой отец и учитель».

В настоящее время педагогическое наследие Михаила Ивановича Сибирцева может обогатить методику духовно-нравственного воспитания в воскресных и общеобразовательных школах.

Елена Чувакова

Возврат к списку




Публикации

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник
20 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста...

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу
19 Фев 2018

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу


Как «самый умный юноша на свете» разочаровался в предметах самого умного факультета, почему судьбы человеческие — защищенный канал связи с Богом, а монашество — любовь? Об этом в интервью нашему изданию рассказывает кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии и публицист иеромонах Симеон (Мазаев).

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
19 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

Святой наших дней
14 Фев 2018

Святой наших дней


Старчество — явление не только древнехристианской и старорусской, но и современной жизни в Церкви. Это своего рода руководство, когда достигший высочайшей духовности и мудрости старец делится этими дарами с монахами и мирянами. Архимандрит Кирилл (Павлов), живший в Троице-Сергиевой лавре, был одним из наиболее почитаемых старцев конца XX — начала XXI века.