Лето благодатное

Дата публикации:16.01.2014

Отечественное педагогическое наследие играет важную роль в осмыслении воспитательного процесса в современной школе. Особенно это касается трудов православного духовенства.

К их числу относятся работы отца Михаила Ивановича Сибирцева (1822-1912) – известного архангельского педагога, естествоведа, священника и проповедника, главы семьи, воспитавшего девятерых детей, среди которых видные отечественные ученые Иустин, Николай и Евгений Сибирцевы.

Внимание к сердцу

Михаил Иванович родился в 1822 г. в Шенкурском уезде в семье священника. Получив духовное и светское образование, Сибирцев преподавал в архангельской семинарии естественную историю и сельское хозяйство, латинский и греческий языки, алгебру, геометрию, географию, физику, Библейскую историю. Выпускники долгое время помнили его «доброе отношение к ним и о приглашении к себе в праздничные дни»

В семинарии Сибирцев оказал серьезное влияние на Иоанна Сергиева (будущего Кронштадтского пастыря). Посещая Архангельск, отец Иоанн всегда навещал своего бывшего учителя, часто служил с ним вместе в Троицком соборе.

Посвятив более 30 лет воспитанию будущих пастырей, в 1880 году в возрасте 58 лет Михаил Сибирцев принял священный сан и продолжил педагогическое служение в Епархиальном женском училище и в первой церковно-приходской школе Архангельска при Рождественском храме. В 1898 году протоиерея Михаила Сибирцева назначили настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора.

К педагогическому наследию отца Михаила можно отнести фундаментальный труд «Опыт библейско-естественной истории или описательное изложение библейской геологии, ботаники и зоологии» и проповеди, которые служили к назиданию юношества, их родителей и учителей. В «Опыте…» он показал «согласие Священного Писания с открытиями и исследованиями науки». Для религиозного сознания вера и разум существуют нераздельно, т.к. вера – это способность человека к познанию Бога, а наука – это способность человека к познанию мира, созданного Богом.

М.И. Сибирцев как педагог и проповедник стремился пробудить в учениках и прихожанах постоянное внимание к своему сердцу и направление его к добру, святости, истине.

Питая особую любовь к природе, отец Михаил видел в ней наглядный образ духовно-нравственного воспитания.

Путь истины и добра

В проповедях, говоря о духовном становлении человека, отец Михаил приводил примеры из мира природы, понятные ребенку и взрослому.

В слове на день Пятидесятницы (ГААО. Ф. 29. Оп.1. Д. 2180. Л.2-6) он обращает внимание слушателей на самое благодатное время года - лето. В этот праздник в церковь приносят распустившиеся ветви деревьев, цветы, и «…этим мы отмечаем наступление лета», а источник такого обновления природы – Дух Святой.

Отец Михаил Сибирцев любуется красотой окружающего мира в эту пору: «Лето! Ах, какое прекрасное и приятное время! Летом как бы все вновь созидается: земля приятною зеленью устилается, украшается прекрасными цветами, деревья одеваются и увешиваются плодами, воздух дышит теплотою и благоуханием, все животные и птицы и четвероногие и даже пресмыкающиеся, кажется, не знают, как нарадоваться своему новому бытию. А человек! О, он так и рвется в обновленную летом природу, – в этот новонасажденный сад Божий, чтобы ожить духом и телом и насладиться красотою созданий Божиих!»

Наряду с радостью священник видит повод и для печали – «поплакать о потере первобытного рая…», где «все было в несравненно большем совершенстве, там сам Бог приходил к человеку, украшал жилище его своим присутствием, да там и человек был другой, совсем другой: здоровый, крепкий телом, светлый умом, живой чувствами, чистый и непорочный душою».

В кратковременности земного лета отец Михаил видит духовно-нравственное назидание, заложенное Творцом в природу: «Чтобы мы, благодарно и благоговейно наслаждаясь в наступившее лето красотами видимой природы, помнили, что мы еще не в настоящем раю, что прежний рай потерян, а будущий надо заслужить. Чем заслужить? Очистим себя от грехов и беззаконий и облечемся в христианские добродетели, как природа облеклась в свойственные ей украшения; обновим нашу жизнь, как обновилась природа; пусть и в нашей душе будет такое же благоприятное лето, как и повсюду кругом нас. Природа пробудилась от зимнего сна, как бы воскресла и стала жить новою жизнью; воскресением и мы пробудимся от сна греховного и постараемся жить обновленною жизнью, не оскорбляя Духа благодати на нас почивающего…». Описание лета в проповеди отца Михаила становится примером пробуждения внутренней жизни человека, духовного обновления и расцвета его добродетелей.

В педагогическом наследии священника Михаила Сибирцева природа представляет духовно-нравственную ценность, помогает осмыслить исторические события и жизненный путь человека, воспитывает чувство красоты, благоговения к Творцу и Его созданию, обязывает к ответственному и бережному отношению к окружающему миру. Но главное – через образы природы отец Михаил раскрывает нравственные законы жизни.

Как отмечали современники, в каждом поучении Сибирцев наставлял слушателей «на путь истины и добра» «с ему только свойственным умением и неотразимой силой убеждения».

Просветительская деятельность священника была достойно отмечена при жизни различными наградами. Но наивысшая оценка его служения – в учениках и детях. Среди деятелей, которые возросли под воздействием отца Михаила Сибирцева, «архиереи и священники, педагоги от сельского учителя до профессора академии и университета, врачи, чины гражданские и военные». Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский в благодарственной телеграмме за освящение Сурского подворья в Архангельске начал свое обращение к нему словами «маститый мой отец и учитель».

В настоящее время педагогическое наследие Михаила Ивановича Сибирцева может обогатить методику духовно-нравственного воспитания в воскресных и общеобразовательных школах.

Елена Чувакова

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!