От нас требуется делание малое

Дата публикации:21.03.2014

Митрополит Даниил разъясняет слова Святейшего Патриарха Кирилла о профессиональной работе мирян в Церкви, а также отвечает на вопросы читателей журнала.

- Патриарх Кирилл сказал, что настало время, когда миряне имеют возможность профессионально работать в Церкви. Владыка, поясните, пожалуйста, слова Святейшего.

- Обязанности социальных работников, помощников благочинного, руководителей отделов могут выполнять миряне, потому что одному священнику все не объять. Он должен заниматься душами людей, проповедью – своими прямыми обязанностями. Церковь - общество людей, и здесь важна активность мирян - не просто отстояли богослужение и ушли. Храм нужно еще и убрать, а может быть, помочь организовать лекции или встречи с интересными людьми.

- Служение духовенства не ограничивается храмом, священники обязательно должны взаимодействовать с обществом, подчеркивает Святейший Патриарх. Однако есть священнослужители, которым с трудом дается ораторское искусство. Как им быть?

- Нет таких батюшек, у которых «не получается» речь, дело в аудиториях. Даже самый скромный священник способен рассказать прихожанам о Спасителе. «Из осла Бог делает посла» - то есть благодать Божия дается человеку в нужное время, но необходимо желание, просьба. Этот дар – умение общаться с людьми, причем не читать возвышенные лекции, а сказать доходчивое, сердечное слово, - дается именно в рукоположении. Апостол Иоанн Богослов не учился в академии, не читал философских книг, а между тем он считается самым глубоким по богословию из евангелистов.

Господь не говорил, что будут счастливы те, кто имеет высшее образование или родились красивыми и здоровыми, нет... Счастлив тот человек, который обращается к Богу, кто принимает в сердце Божественную благодать. Для этого не нужно высшее образование. Бога нельзя познать только разумом. Настоящее богословие бывает на практике, когда мы молимся и боремся со своими страстями.

Господа можно увидеть не на небе, а в собственном сердце, Его познаешь Духом Святым. «Чистые сердцем Бога узрят» (Матфей, 5:8) - вот слова самого Господа.

Мы говорим: «Бог есть любовь». А любовь познается любовью, но у нас ее крайне мало… Вот история, прочитанная мною в одной из книг. На Афон приехал странник, исповедался, а духовник, похвалив его за исповедь, сказал, что главное он все же упустил: что в сердце нет любви к Богу. Гость возразил: «Как же я не люблю Бога? Я ради Него стал странником, хожу из монастыря в монастырь».

Духовник ответил: «Если люди любят друг друга, они постоянно думают друг о друге. Как я буду выглядеть, понравится ли моя одежда, речь - то есть постоянно делается поправка на любимого человека. А ты делаешь такие поправки, думаешь так?» Странник сказал «нет» и задал духовнику свой вопрос: «А вы любите Бога?».Священнослужитель ответил: «Я пытаюсь полюбить Его».

Действительно, мы хотим и пытаемся полюбить Господа, но не всегда это получается, наше падшее естество противится. Однако будем помнить, что все хорошее делается с понуждением себя, самоограничением в мирской, а тем более в духовной жизни.

И еще - любовь напрямую зависит от нашего нравственного состояния. В Евангелии есть слова: «По причине умножения беззакония оскудеет любовь» (Мф. 24, 12). Когда преумножаются грехи, сердца становятся черствыми.

Сразу невозможно прийти к этой добродетели – любви. Это дар Божий, то есть то, что Господь дает даром, но человек сам должен приложить немного усилий: ты на пять копеек, а тебе добавили на 95.

Начинать нужно с малого. В Евангелии есть замечательные слова о том, что верному в малом Бог даст большее. Что это значит? От нас требуется делание малое, чуть утеснили себя - свой язык, глаза, чрево, чуть недоели, промолчали и так далее. Затем Господь подаст большее. Не нужно бояться и фантазировать, что мы обязаны совершить что-то великое – нет, чуть-чуть духовных усилий каждый день.

- Вопрос от нашего читателя - много раз зарекался не лгать, но ничего не получается. Что делать?

- Когда человек осознает свой грех, уже хорошо. В первую очередь нужно искренне просить Господа о помощи и бороться самому. Ложь опустошает человека, а любой, даже самый мелкий грех, который много раз повторяется, лишает человека благодати Божией, и он чувствует пустоту.

Грех - то, что вредит человеку, но Господь дал людям духовные законы, уберегающие от беды.

Многословие и вранье в разговоре – это желание показать себя лучше, чем ты есть на самом деле, иными словами тщеславие. Да, в людях заложено стремление к славе. Но настоящая слава та, когда тебя Сам Господь прославляет.

- В эпоху Возрождения каждый из смертных грехов изображался в символическом виде. Например, гнев в виде женщины, разрывающей свои одежды. Почему бы сейчас так не изображать грехи, для наглядности?

- Действительно, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Но иконография бывает разной. В западном христианстве образы слишком плотские. В Православии Спаситель на Кресте не только страдает, Он еще и царствует: он добровольно взошел на Крест. У католиков – это страшно страдающий человек, залитый кровью, там не видно Божества. Такое изображение грехов – не наша традиция. В нашем сознании прежде всего должна присутствовать мысль о Суде.

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!