Во славу древнего рода

Дата публикации:25.03.2014

Протоиерей Николай Иванович Попов происходил из старинного северного священнического рода Поповых. Своим пастырским служением ничуть не умалил его славы.

В Зачачьевском приходе

Родившись в 1856 году, 6 декабря (по старому стилю), – в день памяти святителя Николая Чудотворца, он на протяжении всей жизни очень почитал своего небесного покровителя. После окончания Архангельской семинарии и принятии в 1879 году сана молодой священник успел послужить в нескольких приходах епархии, пока в 1893 году не получил назначения в Зачачьевский приход Холмогорского уезда, в котором прослужил двадцать один год. Служа там, отец Николай все свои силы употребил для реставрации древнего приходского храма, освященного во имя святителя Николая.

Состояние деревянного здания, построенного в 1687 году, было плачевным: купол сильно наклонился к северу и грозил обрушением. Все осложнялось отсутствием необходимых денежных средств. Только благодаря неутомимой пастырской деятельности отца Николая удалось собрать нужную сумму. В 1909 году церковное здание разобрали и в точности повторили из нового материала.

Много сил и средств потребовалось для реставрации древнего пятиярусного иконостаса: промыли от копоти и пыли красочный слой на иконах, обновили осыпавшиеся места. Также были восстановлены утраченные детали и позолочена резьба иконостаса. Храм предстал во всем своем великолепии и красоте. Его освящение состоялось 30 июня 1915 года. Чин освящения возглавил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Троицкий). Прибыв в Зачачье и зайдя в Никольский храм, владыка воскликнул: «Ах, как прекрасно! Ах, как хорошо! Не видал таких по селам храмов!».

В 1914 году начинается новый и последний этап в пастырском служении отца Николая Попова. 2 июля 1914 года он возводится в сан протоиерея с назначением на должность настоятеля Благовещенского собора города Шенкурска. Но уже в 1916 году из-за болезни отец Николай подает прошение об освобождении от должности и 24 августа 1916 года назначается старшим священником в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь.

Вторжение

После октябрьского переворота 1917 года начались тяжёлые времена для Русской Православной Церкви. Еще 1 мая 1917 года в Шенкурский женский монастырь явилась «толпа крестьян с двумя вооруженными солдатами, с требованием открыть все монастырские кладовые для осмотра провизии». А 15 декабря этого же года «в 2 часа дня пришли восемь вооруженных солдат и два милиционера и осмотрели настоятельские кельи и монастырские кладовые».

Зимой 1918 года большевики вновь вторглись в монастырь. Для его охраны горожане создали «Общество ревнителей и защитников веры православной». На этот раз отстоять обитель удалось. В апреле 1918 года были конфискованы только лишь монастырские земельные угодья. Протоиерей Николай Попов в своих проповедях открыто призывал людей встать на защиту Шенкурского монастыря (сохранилось два фрагмента его проповедей(,) датируемых 1 апреля и 2 мая 1918 года).

В неделю Торжества Православия, 24 марта 1918 года, в Шенкурске прошел крестный ход. А 5-6 июня город посетил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. В Троицком женском монастыре он совершил всенощное бдение, а утром Литургию, после которой владыка обратился к пастве со словом назидания и утешения.

В августе 1918 года, после высадки в Архангельске англичан и американцев, наметился коренной перелом в происходивших событиях. Белая армия к концу лета 1918 года вновь вступила в Шенкурск, спешно оставленный красными. А в сентябре в город вошли американцы. Таким образом, советская власть была свергнута. В Шенкурске создается укрепленный пункт Белой армии. Казалось бы, всё: с советской властью покончено. Но в январе 1919 года войска Красной армии с трёх сторон стали наступать на Шенкурск и через шесть дней боев, в ночь на 25 января, американцы и белогвардейцы, опасаясь попасть в окружение, оставили город и отступили на север. Большевики захватили ключевые позиции в Шенкурском уезде.

С 25 января 1919 года в монастыре и во всех городских храмах богослужения и колокольный звон были запрещены. В игуменском корпусе монастыря разместился штаб Красной армии. С 9 февраля проводить службы разрешили только в городском соборе. Начались расправы над населением, сотрудничавшим с Белой армией. В эту категорию попал и протоиерей Николай Попов. В местной газете от 8 февраля 1919 года опубликован приговор, вынесенный отцу Николаю: «Священника женского монастыря Николая Попова, позволившего себе кафедру проповедника использовать для политической агитации, молившегося в церкви за насильников англо-американцев и всуе призывавшего благословение церкви на иностранных захватчиков... как предателя социалистического отечества и изменившего Советской России – расстрелять».

В лике священномучеников

Подробности происшедшего мы узнаем из письма, написанного 11 февраля 1919 года одним из сыновей отца Николая Попова – иереем Алексеем - в Киев своему брату иерею Василию: «Великое горе и испытание послал нам Господь: наш милый дорогой папа 5 февраля н. ст. здесь в Шенкурске в 8 часов вечера расстрелян. До сих пор не знаем, где зарыто тело его; похоронить пока не разрешают. Узнали мы об этом страшном событии 6 февраля после полудня. Мама от горя и слез потеряла сон и аппетит, почти совершенно больна... Да будет воля Божия! Я постарался от всей души простить всех виновников его смерти и примириться в душе с ними, и мне сразу легче стало на душе…».

В свою очередь священник Василий Попов, получив из Шенкурска известие о расстреле горячо любимого им отца, записал в своем дневнике: «Не дрогнуло мое сердце, получив тягостную весть. Наоборот: возрадовался я духом тому, что Господь ниспослал дорогому папе венец мученический. Как древние христиане считали за счастье, если их родители или родственники кончали жизнь в мучениях за веру и с гордостью говорили некоторые из них: «Я сын мученика!» - так ныне с гордостью могу и я заявить: «Я сын священномученика!» Угнетает лишь одно сознание, что не нашли тела... Но, надеюсь, что Всещедрый Господь откроет его мощи и погребут его с подобающей честью … Да примет дух его Господь и вчинит в лики священномучеников ! 

Роман Попов

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.