Монахиня пишет детективные рассказы

Дата публикации:15.05.2014
Монахиня Евфимия (Пащенко), писатель и профессиональный врач-невропатолог, живёт в Подмосковье. Недавно в свет вышла её новая книга — сборник рассказов «Яблони старца Амвросия». До этого были сотни других новелл, статей по краеведению, а также научных работ. Как удаётся совмещать монашество, медицину и литературу? С этого начался наш разговор.

— Я потомственный медик. Мой прапрадед был крепостным фельдшером, потом барин дал ему свободу. После школы поступила в Архангельский мединститут, работала терапевтом в Доме ветеранов. Позже из терапевта стала невропатологом. Общение с пациентами даёт особый жизненный опыт. Недаром многие герои моих книг — врачи.

— Когда стали писать?

— Первую книгу выпустила в 1997 году на собственные средства — «Очерки о храмах и монастырях Архангельской области», потом решила себя попробовать и в художественной прозе. Использую невыдуманные факты. Что-то беру из архивов, что-то из житий. Есть у меня цикл детективных рассказов о православной женщине Нине Сергеевне, но даже в этом жанре главное — не развлечь читателя, а дать пищу для размышлений. Скажем, совершено преступление, несправедливо обвинённый человек обращается за помощью к верующему. Разве можно ему отказать?

— Что откроет читатель в вашей новой книге?

— Новые темы для того, чтобы задуматься. Например, рассказ «Жатва Господня», основанный на реальных событиях: в 1937 году в Архангельске покончил с собой верующий врач, который работал в лагерной больнице. Точную причину самоубийства никто не знает. Я даю свою версию: врач жил под угрозой ареста, понимал, что его семью ждёт ужасная судьба, так как его объявят врагом народа. И такой страшной ценой он пытается спасти свою семью. Мы знаем, что самоубийцы попадают в ад, но ведь в данном случае это была великая жертва за близких…

— Вы выросли в верующей семье?

— Нет, все родные были атеистами. Крещение приняла в 1985 году, студенткой, в 21 год. Тут, наверное, и голос крови, поскольку среди моих предков были церковнослужители. А ещё, видимо, сказался ранний опыт общения со смертью. В четыре года я чуть не умерла от болезни, и с тех пор смерть стала темой моих детских, да и взрослых страхов. Впервые я попала на службу накануне Рождества Иоанна Крестителя. Очень понравилось, как поют: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» Через неделю снова пришла, чтобы послушать, потом опять…

— Легко давались первые шаги?

— Мне повезло: почти не сталкивалась с пресловутыми строгими церковными старушками. И прихожане, и служители были очень доброжелательны, старались всё объяснить, снабдить книгами, хотя некоторые и сторонились неофитов: мало ли, вдруг окажется провокатором. В то время в провинции продолжались притеснения православных, пусть и не в таких масштабах, как раньше.

— Вас не тяготит то, что приходится жить вне монастыря, работать в миру?

— Плохо, конечно. Однажды преподобный Арсений Великий, странствуя, встретил девочку, которая спросила, кто он. Преподобный Арсений ответил: «Монах». Тогда девочка сказала: «Если ты монах, то почему не в монастыре?» Я с этим согласна, равно как согласна и с другим известным изречением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Так что моё положение весьма странное. Но так уж вышло: в Архангельске давно сложилась традиция монашества в миру. Она восходит к 20-м годам ХХ века, когда почти все монастыри закрылись. И в ту пору, когда меня постригали (в рясофор в 1993 году, в мантию в 1996‑м), в Архангельской епархии не было ни одного действующего женского монастыря.


Источник: www.pravmir.ru

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!