Волонтеры и священники призвали спасти гибнущие храмы Русского Севера

Дата публикации:26.06.2014

Деревянные храмы северных регионов России продолжают гибнуть из-за безразличия местного населения, проблем с законодательной базой и отсутствия финансов на их реставрацию; ситуацию исправят только совместные усилия властей и энтузиастов, уверены участники круглого стола в Российском православном университете в Москве.

Печальная статистика

Поводом для проведения круглого стола "Проблемы и пути сохранения памятников культуры Русского Севера" стало не только аварийное состояние многих памятников деревянного зодчества России, но и те сложности, с которыми приходится сталкиваться волонтерам при попытках спасти уникальные культовые сооружения.

Участники круглого стола уверены, что антирелигиозная борьба начала и середины XX века сильнее всего ударила именно по Русскому Северу. Если до революции только в одной Архангельской области было около 600 деревянных и порядка 250 каменных храмов, то сегодня их количество многократно сократилось. Не исчезли с лица земли лишь те церкви, которые "по счастливой случайности" использовались в советское время в качестве складов или хозяйственных помещений.

Как рассказал архитектор-реставратор Андрей Бодэ, на сегодняшний день по всей России в более или менее приличном состоянии сохранилось чуть больше 130 деревянных церквей, построенных до XIX века. Культовых сооружений деревянного зодчества, созданных в XIX веке и позже, осталось больше — их порядка 200. Сегодня около 90% церквей (как каменных, так и деревянных), а также часовен и монастырей требуют срочной реставрации.

По его мнению, главная проблема — это разделение уникального культурного наследия на памятники федерального и регионального значения.

"Если объектам федерального значения еще выделяются деньги, и единицы из них получают финансирование на реставрационные работы, то в отношении региональных объектов финансирования практически нет. Сами регионы не обладают достаточным бюджетом для проведения необходимых работ", — пояснил архитектор.

Таким образом, как считает Бодэ, только за год утрачивается около десяти уникальных памятников духовного и культурного наследия России.

Terra incognita

Впрочем, участники нынешней встречи уверены, что проблема заключается не только в отсутствии финансирования, но и в социальном и человеческом факторе. По сравнению с другими регионами России Русский Север относительно мало заселен и труднодоступен. В разные периоды российской истории, и особенно после революции 1917 года, он всегда нуждался в духовенстве.

Иерей Михаил Бузынкин из храма Рождества Иоанна Предтечи города Каргополя считает, что сейчас эта потребность стала более чем насущна.

"У нас есть люди, готовые восстанавливать храмы, есть превосходные мастера. У нас нет понимания, зачем и для чего это делать. Конечно, это и результат атеистических десятилетий, и недочет государства, но в тоже время и вина духовенства, которого просто не хватает, чтобы активнее работать с людьми в этом плане", — полагает священнослужитель.

В ходе круглого стола эксперты пришли к неутешительному выводу: русская культура и история стали некоторой terra incognita для современного человека. Правда, руководитель добровольческой организации по возрождению деревянных храмов Севера "Общее дело", священник Алексей Яковлев считает, что не все так плохо и надежда есть.

"Сейчас у большинства граждан России потерялось чувство хозяина. Поэтому и простаивают в запустении храмы, церкви, монастыри. Необходимо поменять отношение людей к своей культуре и истории", — уверен православный священник.

Личный пример

Менять отношение Яковлев пытается личным примером. Организация "Общее дело" существует более шести лет. За это время волонтеры и добровольцы провели около 100 экспедиций к находящимся в забвении и запустении северным святыням страны.

"Мы посещаем только заброшенные храмы, у которых нет приходов и настоятелей", — поясняет он. Только в прошлом году активисты совершили более 20 поездок.

"За это время мы посетили порядка 80 храмов, и во многих из них впервые после советского периода прозвучала молитва. В 34 храмах и часовнях мы провели противоаварийные работы. Многие храмы были даже впервые открыты, потому что раньше о них никто не знал", — рассказывает Яковлев.

Архитекторы, священнослужители и активисты, восстанавливающие деревянные церкви и часовни, по итогам обсуждения приняли специальную резолюцию. Они обратились в правительство РФ, Совет Федерации, Государственную думу и Министерство культуры с просьбой разработать ряд специальных законов, а также ввести систему налоговых льгот для бизнеса, принимающего активное участие в восстановлении объектов культурного наследия.


Источник: РИА Новости http://ria.ru/religion/20140625/1013526844.html#14037703387893&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration#ixzz35jf0Y51T

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.