Попечение о народной трезвости

Дата публикации:15.08.2014

В Архангельске по инициативе Общества трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского при подворье Артемиево-Веркольского монастыря прошла Декада трезвенного просвещения. В ней участвовали специалисты из Екатеринбурга и Москвы во главе с председателем Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиереем Игорем Бачининым.

Стратегии общества трезвости

Екатеринбуржцы поделились 25-летним опытом работы в области трезвенного просвещения. Священник Игорь Бачинин, а также руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Валерий Доронкин (г. Москва) и протоиерей Илья Шугаев (г. Талдом) провели трехдневный обучающий семинар. Его слушатели, а это почти 30 архангельских педагогов, социальных и медицинских работников получили сертификаты организаторов трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе. Помимо этого, отец Игорь на своих занятиях рассказал о том, как преодолеть зависимость и обрести опыт трезвенной жизни.

В правительстве области состоялся круглый стол с представителями законодательной и исполнительной власти, силовых ведомств, учреждений здравоохранения и образования, Архангельской и Холмогорской митрополии и общественных организаций. Участники приняли решение о создании в регионе общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». За образец работы архангелогородцы возьмут успешный многолетний опыт Свердловской области.

В основе деятельности Попечительства лежит две стратегии, используемые в мировой практике: ограничения и просвещения.

Ограничительная стратегия является эффективной мерой борьбы с распространением пагубного недуга. Там, где она используется, потребление алкоголя снижается в несколько раз. Примеры ограничительной стратегии: в скандинавских странах торгуют алкоголем всего 2 часа в день, а в Чечне алкоголь продается всего один час в сутки.

Очевидно, что ограничительная функция — прерогатива государственной власти. В ее же компетенции создание условий для системной работы Попечительства о народной трезвости.

Просветительская стратегия заключается в том, что общественные, религиозные и образовательные учреждения берут на себя организацию профилактики среди молодёжи и учащихся, разработку и распространение социальной рекламы, учебно-методической литературы, а также социальную реабилитацию и оказание помощи страждущим и их семьям.

Нравственная ценность трезвения

Один из создателей современной системы трезвенного просвещения и инициаторов движения, которое сегодня получило распространение в десятках регионах России, в странах СНГ и США, - протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ, духовник Свято-Тихоновского монастыря г. Екатеринбурга, начавший свою реабилитационную деятельность еще в советское время. По его убеждению, «только тогда человеку удаётся успешно реабилитироваться и решить свою проблему, когда у него появляются новые жизненные смыслы, цели, ценности. Это не означает, что он узнает что-то новое. Просто он эти ценности делает своими, начинает ими руководствоваться. Только восстановление этой ценностно-смысловой сферы помогает человеку исправить жизнь».

Необходимой ценностью, в данном случае, выступает трезвость, которая является естественным, нормальным состоянием человека и понимается, в первую очередь, как нравственная категория, проявляющаяся в воздержании, непрестанной бдительности над собой, охранении души и тела от всяких греховных мыслей, пожеланий и дел.

Россия была самой малопьющей страной в мире

Как рассказал о. Игорь, в истории России существует убедительный пример: в начале XX века государство совместно с Православной Церковью, понимая, что главная причина пьянства находится в духовно-нравственной жизни народа, объединили усилия в борьбе с этим недугом. Тогда были достигнуты впечатляющие результаты: потребление алкоголя снизилось с 4,7 до 0,2 литра на душу населения в год. (В это же время во Франции этот показатель составлял 21 литр на душу населения, в Великобритании — 12 литров, в США — 8 литров.) Россия была самой малопьющей страной в мире!

В 1914 году с началом Первой мировой войны была полностью прекращена продажа крепких напитков и ликвидированы казённые питейные заведения. Николай II писал: «Постоянно обдумывая и проверяя полученные мною впечатления, я пришёл к твёрдому убеждению, что нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных». Разделяя обеспокоенность царя, Государственная Дума на январском заседании 1915 года одобрила запрещение продажи спиртных напитков и запланировала бюджет, полностью исключающий доходы от торговли алкоголем. А в предыдущем году они составили 675 млн. рублей - около трети всех поступлений. Эти меры поддержало 80% населения.

«Мы эту задачу сможем решить!»

Немаловажен и тот факт, что с именем нашего земляка, святого праведного Иоанна Кронштадтского, связана особая веха в деятельности обществ трезвости. Созданный им в 1882 году «Дом Трудолюбия», как воспитательно-образовательное учреждение для бедных, «Дом для ночлежного приюта» и «Странноприимный дом» оказывали весьма существенную благотворительную помощь людям, желающим жить трезво. Подобные дома были открыты во многих других городах России.

Отец Игорь поделился практикой создания и работы современных приходских обществ трезвости, которые в своей основе заимствовали традиционные святоотеческие знания о человеке, природе его мыслей, чувств, воли, душевной сферы. Принципиальный подход этих обществ: помочь людям обрести позитивный опыт трезвой жизни. Ведь борьба со страстями не есть цель человеческой жизни, а лишь средство. Борьба со злом — дело Божие, а людям надо учиться утверждаться в добре.

Священник убеждён, что в приходском обществе трезвости люди найдут возможность избавиться от недуга: «Имея практический опыт, я ничуть не сомневаюсь в том, что эту задачу мы сможем решить. Когда я, будучи мирянином, видел пример других людей, которые этим занимались, возникала неуверенность: у всех ли получится? Когда же стал священником, убедился: получится у всех, кто над собой работает. Благодать Божия начинает содействовать в этом. Могут быть трудности, испытания, иные обстоятельства, которыми Господь испытывает нашу веру. Если мы их преодолеем, обязательно решим проблему. Всё зависит от желания изменить свою жизнь, а также от дел, в которых проявляется желание и вера. С решимости начинаются изменения».

Заголовок: Как алкоголь воздействует на человека

Лид: Медикам давно известно, что головной мозг у алкоголиков усыхает, уменьшается в размере. Но то, что уменьшение головного мозга и снижение умственных способностей происходит у умеренно выпивающих людей, стало известно сравнительно недавно.

Об этом красноречиво говорят результаты научного исследования доктора Мелвина Х. Найсли, профессора анатомии Медицинского университета Южной Каролины г. Чарльстон (США), которые были опубликованы в 2011 году в журнале «LISTEN».

В частности, в статье говорилось о том, что повреждение мозга не просто итог, но прогрессирующий процесс, начинающийся с самым первым приёмом алкоголя. С этого момента объем повреждений неумолимо накапливается с каждой новой принятой порцией спиртного.

Как показали исследования, когда эритроциты (красные кровяные тельца) сталкиваются с алкоголем, то разрушается мембрана клетки и меняется её электрический заряд. Разрушенными участками эритроциты притягиваются друг к другу, образуя сгустки. Эти сгустки начинают «гулять» по кровеносному руслу. Капилляры, которые питают кору головного мозга, имеют диаметр 2,2-2,4 микрона. Сгусток - в 30 раз больше. Происходит закупорка капилляров и сосудов, ткани испытают кислородное голодание, и, не получая питания, отмирают.

Нейроны, эти крохотные “мыслительные” клетки мозга, требуют постоянного снабжения большим количеством кислорода. Лишившись его, они прекращают свою обычную деятельность.

Каждый раз, когда человек выпивает несколько порций спиртного, он подстёгивает этот процесс – повреждает свой мозг, прерывая снабжение кислородом ткани мозга и убивая большое количество нейронов.

Один грамм этилового спирта становится причиной гибели до 200 нейронов. Подсчитано, что при среднедушевом потреблении алкоголя в Архангельской области, а это 18 литров, человек теряет 2 000 000 нейронов в год. В среднем же здоровый мозг насчитывает 86 миллиардов нейронов.

Погибшие ткани вымываются из организма. По этому поводу известный писатель Бернард Шоу высказался образно: «Тот, кто пьёт вино и пиво, мочится в унитаз собственными мозгами!»

Подготовила Мария Засецкая

Возврат к списку




Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...