Тайна святых братьев

Дата публикации:18.08.2014

О жизни святых Феликса и Антония Корельских мы знаем мало: они были родными братьями и вместе утонули в море. Все остальное - загадка...

Существует две версии о том, кем была мать Антония и Феликса. По одной из них - новгородская боярыня Марфа. Эта версия основана на духовной грамоте, датированной началом XV века. По другим источникам, матерью святых была известная Марфа-посадница. Это предание вошло в «Архангельский Патерик» архимандрита Никодима, в дореволюционный сборник «Православные русские обители» и стало неотъемлемой частью древней истории Никольского монастыря.

Известно также, что у их родителей были богатые владения в северной части Поморского края. По преданию братья помогали вести хозяйство, любили дела благотворительности. Феликс, несмотря на свои юные года, распорядился наследством в пользу монастыря. Он передал Михаило-Архангельской обители, располагавшейся в устье Северной Двины, земли с тонями на берегу Белого моря.

Во время одного из торговых плаваний Антоний и Феликс утонули, на двенадцатые сутки их тела вынесло волнами на берег, к тому месту, где стоял монастырь, основанный преподобным Евфимием около 1410 года. Братьев похоронили в обители. Над местом погребения сыновей Марфа поставила деревянную часовню, в которой для поминовения разместили портреты почивших.

В духовной грамоте Марфы сказано, что она поставила храм во имя святителя Николая «на гробех детей своих Онтона да Феликса», вкладом она дала село на острове Лявля и два села в Конечных, пожни и рыбные ловли по Малокурью, по Кудьме и в Неноксе. Впоследствии Марфа отдала Николо-Корельскому монастырю вотчины, сенокосные луга, тони и солеварницы. В ее завещательной грамоте значилось: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се аз раба Божия Марфа списах рукописание при своем животе, поставила есми церковь храм Святого Николы куплю мужа своего Филиппа на Лявле острове село, да в Конечных два села и по Малокурье пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудмы и вверх по Кудме и до озера и в Неноксе место засенником и дворища и полянка, а приказываю дом Святого Николы господину своему деверю Федору Григорьевичу и его детям и Лентею Обакумовичу, и зятю своему Офромею Васильевичу, а то Бог послух и отец мой духовный игумен Василий Святого Спаса, а кто се рукописание преступит или порудит, а наши памяти залягут, сужюся с ним перед Богом в день страшного суда».

Почитание братьев на Севере было велико: причина тому - многочисленные чудеса от их гробниц, в XVII веке свв. Антония и Феликса именовали «новыми чудотворцами». Время местной канонизации неизвестно, однако службу им составили уже в XVIII веке. Архиепископ Сергий (Спасский) помещал память Антония и Феликса под 18 апреля (1 мая по новому стилю). В иконописном подлиннике (XVII в.) память святых отмечена под 28 мая: «У моря Окияна святаго Николы Чюдотворца, новых чюдотворцев, куплю деющих по морю, истопоша, и Божиим изволением извержени на берег и погребена, и ту стала гора и монастырь по чудесем их».

Молитвенное почитание праведным Антонию и Феликсу возобновилось на Севере в конце 1990-ых годов. 1 мая 1998 г. у стен Никольского собора бывшего Корельского монастыря епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил молебен святым как небесным покровителям Северодвинска. С этого момента праведные братья стали поминаться за богослужением в городских храмах. В 2005 г. в Никольском соборе Северодвинска был освящен первый придел во имя святых Антония и Феликса.

В 1998 году для Воскресенского храма на острове Ягры, расположенного напротив места, где стоял Николо-Корельский монастырь, написали икону святых братьев. На ней также изображен преподобный Евфимий, стоящий на берегу Белого моря у основанного им монастыря. Праведные Антоний и Феликс плывут по морю в парусном судне. Автор образа - иконописец Сергей Кудрявцев. Сейчас икона находится в храме святителя Николая Чудотворца в Северодвинске.

Место захоронения святых в советские годы было утеряно. Однако в ноябре 2012 года на территории бывшего монастыря, где сейчас расположено «Севмашпредприятие», проходили исследования, во время которых было найдено предполагаемое место захоронения святых братьев. Сейчас там установлен памятный крест.

Подготовила Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.