Архангельские церковные байки

Дата публикации:20.08.2014

ЖИВИТЕЛЬНОЕ КРЕСЛО

В престольный праздник в один из наших сельских храмов всегда приглашали братию близлежащего монастыря. Молодежь желала понабраться духовной мудрости, а бабушки-старожилы и вовсе утверждали, что с монахами служба куда благодатней и духоноснее. «Так испокон веков повелось: ежели иеромонах али игумен служит, то и благодать преизобилует, и радостью сердца переполняются», - говорили седовласые прихожанки. И такая убежденная вера была в их словах, что ни один из дипломированных теологов (к числу которых принадлежит и ваш покорный слуга) не рискнул бы вступить с ними в богословский диспут.

К монахам у нас в епархии отношение, надо сказать, очень теплое. Как говаривала одна из моих сестер во Христе (ныне послушница далекой женской обители): «Миша, это такое счастье - живого монаха увидеть! Они же прямо как ангелы!»

Да и владыка наш, 17 лет проживший в Троице-Сергиевой лавре рядом с удивительными и благодатными старцами, посещая северные обители, нет-нет, да и вздохнет с тоской: «Хорошо у вас тут, братия! Все бы отдал сейчас за небольшую келейку со святоотеческими книгами, ранние братские молебны, уставные многочасовые службы и мирное монастырское житие, словно у Христа за пазухой».

Но вернемся к нашей достоверной истории. По окончании престольной службы община собирала праздничную трапезу, где самое почетное место, как и положено, отводилось гостям из обители. В тот год игумен взял с собой молодого иеромонаха, и они вдвоем вели неторопливую беседу с прихожанами, рассказывая поучительные и душеполезные истории, коими так полна монастырская жизнь (некоторые из них обещаю пересказать и вам, дорогие читатели).

Слушала батюшек и одна молодая семья - назовем их Иван да Марья. Благочестивые супруги много труждались над благоукрашением храма, но имели давнюю скорбь, о которой знала вся община: вот уже лет семь Бог не давал детей.

Поблагодарив радушных хозяев, монахи собрались в родную обитель, но просили праздничную трапезу продолжать: ибо грех в престольный праздник рано по домам расходится.

Оказавшись в центре внимания, настоятель храма окинул хитрым взглядом своих духовных чадушек, а потом с радостной улыбкой произнес: «Слышь, Маша, а ты садись-ка в кресло, где сидел отец N (молодой иеромонах). Он свой живительный потенциал растратить не успел, разгульной жизни не вел - глядишь и поможет». Прихожане посмеялись, а Маша пересела в «монашеское» кресло. И так ей понравилось, что просидела она там до конца трапезы.

Шутки шутками, но каково же было удивление всей общины, когда через пять месяцев Ваня с Машей объявили, что ждут ребенка. Вскоре у них родился здоровый мальчик. (сейчас уже в школу ходит), и супруги благодарили Господа за этот неожиданный дар, а настоятеля храма и отца N - за сугубые молитвы.

* * *

Мы в пресс-службе епархии всегда особенно радуемся, когда к нам на огонек заглядывает кто-нибудь из монашеской братии. Усаживаем в кресло, поим чаем. На кресло взираем потом с благоговейным страхом, памятуя церковную мудрость: «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин».

ГОСПОДИ, ПОШЛИ ДЕНЮЖКУ!

Один легендарный, не побоюсь этого слова, архангельский настоятель, поднимал из руин очередной храм. Шли шальные 90-е, денег катастрофически не хватало, благотворителей периодически отстреливали. Как-то стало совсем уж плохо и с материалом, и с деньгами, и с людьми: хоть ложись и помирай в собственном недостроенном храме. Батюшка так и решил сделать, но перед тем, как сойти в гроб, взмолился: «Господи, пошли денюжку!»

Вскоре на дорожном повороте к храму показалась крутая машина, летящая на скорости километров 120. Из подъехавшего то ли «мерса», то ли «бумера» вывалился взъерошенный бандюган-бизнесмен (тогда эти классы были трудно различимы) и кинул к ногам удивленного батюшки сумку со словами: «Забирай, батя, тебе сейчас это точно больше пригодится». Сумка оказалась полной денег, которых хватило чуть ли не на полгода работы в три смены - по-другому в 90-е и не строили.

* * *

Историю эту мне рассказывал не сам батюшка, человек донельзя скромный, а один из его многочисленных помощников, любящий нередко и приукрасить. Он утверждал, что сам видел и бандюгана, и сумку, и деньги.

Кто знает, может, и привиделось, или придумалось. Но зная силу молитвы батюшки, а также еще немало подобных случаев, с ним связанных, считаю эту историю правдивой. Ибо «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Михаил Насонов

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.