Сектантская угроза над Поморьем

Дата публикации:24.09.2014

В Архангельске около 10 лет был создан антисектантский центр «Гражданская безопасность». Благодаря деятельности общественной организации удалось закрыть несколько одиозных сект и помочь десяткам людей, пострадавшим от психического насилия. О работе центра рассказывает эксперт «Гражданской безопасности» по противодействию экстремизму и взаимодействию с правоохранительными органами Денис Данилов.

ГРАЖДАНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СЕКТАМ

- Как давно существует центр «Гражданская безопасность» и что он из себя представляет?

Архангельский региональный антисектантский центр «Гражданская безопасность» - это, прежде всего, организованная форма гражданского сопротивления экспансии тоталитарных сект и культов в пределах нашего региона. Это группа единомышленников. Мы работаем на общественных началах, безвозмездно. Среди нас есть ученые, деятели культуры, журналисты, священники. Каждый по мере сил и возможностей вносит свой вклад в общее дело, исходя из своих убеждений, гражданской позиции и положения в обществе. В 2012 году центр стал частью Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), во главе которого находится известный сектовед профессор Александр Дворкин. Но работа по мониторингу и информированию общественности началась намного раньше – в начале 2000 –х. Тогда фактически всю работу в одиночку вела прихожанка подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске Ольга Оберюхтина. Ее самоотверженное бескорыстное служение можно назвать настоящим подвигом.

- Когда в Архангельской области впервые появилась необходимость мониторинга активности различных религиозных организаций?

Если речь идет о тоталитарных сектах и деструктивных культах, то довольно давно. Я бы сказал, с конца 1980–х – начала 90 –х. Именно на этот период приходится первая волна экспансии и массовая регистрация сект не только в Архангельской области, но и по всей России. Думаю, не нужно останавливаться на причинах происходивших тогда событий. Отказ от коммунистической идеологии, распад Союзного государства, но главное – колоссальный духовный вакуум. Столь же колоссальное духовное невежество и последовавшая за всем этим диктатура бездуховности, которая продолжается до сегодняшнего дня.

НАСЛЕДНИКИ ГИТЛЕРА

- Какие наиболее асоциальные проявления активности сект прошлых лет вы можете назвать?

- Если давать подробный ответ, то хватит на целую книгу. Постараюсь сформулировать вкратце. Сектантство само по себе есть асоциальное явление. На уровне отдельно взятой личности – это духовная катастрофа, человек перестает быть собой, становится послушным орудием культа, теряет прежний социальный опыт, свободную волю, индивидуальные черты. На уровне народов, общества происходит разделение. Недаром Гитлер говорил: «В наших интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, поскольку, тем самым, разъединяющие тенденции в русском пространстве еще более усилятся».

Надо понять, что есть народ. Мы увидим, что ядром народа является, прежде всего, религия и язык. Потом уже идёт психология, мировоззрение, философия, а на окраине находится экономика. Если нанесен удар по важнейшей составляющей, то рассыпается ядро и исчезает народ. Удар сектантов как раз и направлен на разрушение этого ядра. А надо заметить, что человек, который попадает в секту, перестает быть и ощущать себя частью русского народа, он его ненавидит.

Мне приходилось беседовать со «свидетелями Иеговы» и сайентологами. Так вот иеговисты прямо утверждают: все, что было до них — ложь, вся русская культура — ложь, все погибнут, и только они является апостолами и проповедниками истины. «Свидетели Иеговы» перечеркивают всю нашу историю, отрицают государственность и беспрекословно подчиняются руководящей корпорации, которая находится в Бруклине (США).

И это одни иеговисты.…Три года назад, объединив усилия, нам удалось загнать в подполье страшную тоталитарную секту отечественного разлива «Ашрам Шамбала». Под видом занятий йогой представители сект вербовали девушек и молодых женщин. Проводили курсы сексуального раскрепощения и отправляли в так называемые ашрамы, а затем в Турцию и Египет. Фактически их продавали в сексуальное рабство. Все это происходило на территории образовательных и спортивных учреждений Архангельска.

В годы моего студенчества неофашистская секта «Новый Акрополь» предприняла попытку открыть центр в Архангельске. После того, как нами был поднят общественный резонанс, руководящий орган секты отказался от намерения зарегистрировать филиал.

- Ещё в начале нулевых я столкнулся с одной из религиозных организаций – «Свидетелями Иеговы», даже знакомился какое-то время с их вероучением, которое откровенно извращает Библию, церковные догматы. Можно ли говорить, что и другие секты действуют по этому же принципу?

- Да и не просто говорить, а утверждать. Секта как организация – это тело, плоть.…В основании – дух лжи, ересь, искажение Богооткровения. А любая ересь это предпочтение осколков правды полноте Истины…

ПОМОРСКОЕ НЕОЯЗЫЧЕСТВО

- Наибольшей популярностью в Поморье пользуются «Свидетели Иеговы», адвентисты, неохаризматы (о которых в последнее время было много сообщений «Гражданской безопасности»). Есть ли ещё сектантские группы, способные сравниться с ними по влиянию на население?

Да. Набирает обороты, приобретая организованные формы, и становится особенно популярным в молодежной среде неоязычество. Помню, в 2008 году благодаря Павлу Есипову (здесь лучше не тире, а запятую) - председателю национально-культурной автономии поморов Архангельской области, мы организовали лекции православного миссионера Василия Яцкина для сотрудников МВД и офицеров пограничного управления ФСБ.

Сейчас я вынужден сказать, что Павел под камлание одного ряженого шамана превратил очень полезную, нужную организацию в рупор неоязычества… Конечно, в поморской культуре сохранялись древние дохристианские обряды и обычаи, но поморы были православными людьми, пусть и в значительной мере старообрядцами… Вечный спутник неоязычества, его производные – нацизм и экстремизм. Неоязычество – это мина замедленного действия. Русский народ как единство формировался по мере утверждения среди народов Восточно-Европейской равнины Православия и преодоления языческих верований племен и народностей, его составивших. Это школьная истина.

Неоязычник предлагает вернуться к «первобытному состоянию», снова «кушать с ложечки», снова всем нам стать дреговичами, уличами, вятичами. А заодно и «поморами». Но не теми «поморами», что оставили нам величественные храмы Кушереки, Неноксы, что возводили на Соловецких островах в честь Преоображения Господня стены каменной обители, ставили по обету кресты на берегах и островах Студеного моря. А «поморами»-неоязычниками. То есть предать веру, сокрушить единство народа, государства…

- Сколько всего жителей Поморья приблизительно находится сейчас под влиянием тех или иных сект?

- Такого рода статистику никто не ведет. Дело в том, что, как правило, человек, выйдя из секты, через какое-то время испытывает чувство, подобное синдрому отмены, и либо социализируется, либо переходит в другую секту. Но все же остановимся на некоторых цифрах. Нам известно, что последователей секты Свидетели Иеговы только в Архангельске порядка двух тысяч. Было бы больше, если бы им удалось построить еще один центр в округе Майская горка. Последователей разнородных харизматических групп, неопятидесятников немногим меньше. И это только в Архангельске. Активно действуют перечисленные секты в южных районах области и Ненецком автономном округе.

- Можно ли провести параллели между всеми этими сектами? Что у них общего и что – различного? Чем чревато для стороннего человека следование сектантским идеям?

Общее — культовый контроль над эмоциональной и поведенческой сферами жизни своих адептов, их мышлением. Различия в доктринах и их адаптации к различным социальным группам…

В лучшем случае пребывание в секте - это просто потеря времени, а время — очень ценный ресурс. В худшем – психиатрическое лечение и годы адаптации. Американский психолог, специалист по борьбе с культовым контролем сознания Стивен Хассен писал, что на реабилитацию и социальную адаптацию уходит столько же времени, сколько человек находился в секте.

- Есть ли данные о применении наркотиков и психотропных веществ для втягивания в секты на территории Поморья?

Только косвенные. Известно, что легкие наркотические вещества и благовония используют культы восточного происхождения…Общество сознания Кришны и «Ашрам Шамбала». Есть также данные, что в среде архангельских неоязычников распространено употребление марихуаны.

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ОТ РЕЛИГИИ

- Что скрывается за понятием «тоталитарная секта» в современном демократическом обществе?

- Авторство словосочетания принадлежит профессору Александру Леонидовичу Дворкину. На мой взгляд, оно достаточно точно отражает суть явления. Краткое определение: тоталитарная секта — это организация с авторитарными методами управления, в которой практикуется ограничение прав человека для членов организации. Деятельность такой организации представляет опасность для жизни и здоровья людей. Совсем необязательно тоталитарная секта имеет религиозную природу. Она может быть общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организацией. Впрочем, на мой взгляд, одной из явных причин разгула сектантства является сама демократия, вернее, та демократия, которая преподается народу насильственно.

- Если обратиться к зарубежному опыту то как к различного рода сектам относятся в западном обществе?

Так же, как и в России - по-разному. Идет борьба мнений и позиций. Есть силы, прямо или косвенно заинтересованные в распространении псевдорелигиозных групп, сект и движений в международном масштабе. Ведь очевидно, что глобализация уже переходит на заключительный этап. Сейчас идет процесс, который, по словам известного советского мыслителя Александра Зиновьева, завершится формированием «Глобального человейника». В то же время в странах Западной Европы и США в форме ассоциации существует достаточно сильное объединенное антисектантское движение, частью которого является Российская ассоциация изучения религий и сект.

- Насколько реальна «революционная» угроза сект? Способны ли приверженцы новых религий слепо исполнять приказы своих «пастырей» в чрезвычайной обстановке и быть, таким образом, оружием в умелых руках проповедников?

- Во все времена революцию на первом этапе совершало активное меньшинство, в условиях тихого молчания большинства. В Англии в начале XVII векаиммигрировавшие из Голландии анабаптисты смешались с издавна существовавшим там движением лоллардов. Английская революция 1643 года совпала с новой вспышкой активности всех этих сект. Известна роль квакеров в тех далеких событиях… Но что там XVII век... Спустя почти 500 лет ничего не изменилось. В 2004 году неопятидесятническая секта «Посольство Божие», возглавляемая афроамериканцем, удачным бизнес-проповедником Сандеем Аделаджей, вывела своих последователей на Майдан. Всего около ста тысяч харизматов приняло участие в тех событиях. Есть информация, что среди них были и архангелогородцы.

События нынешнего года вообще наглядно иллюстрируют «революционную» угрозу сект. В крупном и густонаселенном европейском государстве революционное меньшинство под управлением сайентолога и баптиста – бывшего харизмата — совершает государственный переворот. Судите сами, способны или нет…


Контакты Архангельского антисектантского центра «Гражданская безопасность»:

Почтовый адрес: 163057 г. Архангельск-57. пр. Ленинградский 264, Архангельское подворье Свято-Артемиево-Веркольского монастыря.

8-921-495-00-47 - Тараненко Дмитрий Олегович, руководитель центра;

8-921-290-15-47 – Оберюхтина Ольга Владимировна, ведущий эксперт центра, специалист по связям с общественностью.

электронная почта: freemind2@yandex.ru

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.