Покровитель северного города – святой Кирилл

Дата публикации:26.09.2014

В исторических справках, посвященных различным европейским городам, особое место занимает информация о святом покровителе этих мест. Святые заступники есть, конечно, и у российских городов. Так, жители Нижнего Новгорода особо почитают благоверного князя Георгия Всеволодовича, петербуржцы – апостола Петра, а жители Вельска – праведного Кирилла. Об этом северном святом и будет рассказ.

Обретение

«Когда Новгород был еще не за московским государем, молодой тиун[1] новгородских наместников по имени Кирилл утонул в реке Ваге и был погребен при церкви св. Иоанна Милостивого на мысу. Сказывали, что будто бы боярин за что-то на него озлобился и хотел убить, а Кирилл побежал от него к реке Ваге. И как бежал, вскочил в воду — вода от него расступилась во все стороны сажени на три. Бежавший за ним боярин, увидевши это, раскаялся и послал к нему слугу своего просить себе прощения. Кирилл простил его, но сам пал ниц и утонул. Горько плакал о нем боярин, почитая себя виновником его смерти, приказал отыскать тело его в воде и похоронил с честью и с надгробным пением при храме Божием», - эту историю о жизни святого Кирилла рассказала вельчанам слепая старушка инокиня Акилина, жившая при храме и умершая в 1517 году. Она узнала ее еще в молодости от стариков. История Акилины – единственное свидетельство о земной жизни праведника. Все остальное сокрыто от нас.

Мощи святого Кирилла обрели в XVI веке. Впервые он явился в образе юноши благочестивой женщине по имени Евлампия и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню». Однако своего имени гость тогда не назвал.

Изумленная женщина поведала о произошедшем священникам и народу. Они вместе отправились на городское кладбище на берегу реки. В старину там стоял храм в честь святителя Иоанна Милостивого. Придя туда, вельчане нашли на берегу старинный гроб, потемневший от времени. Предположили, что его вымыло из земли речной водой. Гроб перенесли к церкви и, открыв, обнаружили в нем тело юноши. Оно выглядело так, будто похоронили его совсем недавно. Даже погребальная одежда была как новая. Местные священники расспрашивали вельских старожилов, кем был юноша, чьи нетленные мощи они обрели. Однако никто, кроме Акилины, ничего не вспомнил.

Чудеса

Обретение мощей сопровождалось чудом: поведав все об отроке, инокиня попросила подвести себя к гробу. Когда Акилина шла к нему, с ее верхнего века исчезла большая опухоль, и «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою». Видя это чудо, жители Вельского погоста поверили, что они обрели мощи святого.

Над обретенным гробом построили часовню. В древнем рукописном сказании о чудесах св. Кирилла не отмечено, когда именно обретены мощи и сколько лет они почивали в часовне. По мере того, как распространялась весть о святыне, народ все более и более прибегал к молитвенному ходатайству праведного Кирилла. Многие по вере своей получили исцеление от различных недугов, что еще более возбуждало веру к угоднику Божию.

В 1587 году мощи праведного Кирилла Вельского освидетельствовали. Священнослужители Никольской церкви, отпев молебен святому, открыли его гробницу. Оказалось, что тело праведного Кирилла по-прежнему нетленно. Мощи перенесли в Никольскую церковь и поставили открыто по правую сторону от алтаря. При этом произошло чудо: мальчик Симеон, страдавший неизлечимой «болезнью чрева», совершенно выздоровел.

Последним в древней рукописи, повествующей об обретении святых мощей, записано чудо о Созонте. На Ваге он выстроил себе новый дом, и «нача человеческая мудровати и часа добра прехождению своему искати». Чтобы в счастливый день перейти на новоселие, Созонт пришел за советом к приходскому священнику, он же назначил днем новоселья субботу. Когда Созонт перешел в новый дом, то вскоре его домашние начали хворать, а затем и сам он заболел горячкою и в течение десяти дней бредил. Однажды в полдень, когда больной на некоторое время пришел в сознание и стал засыпать, он увидел молодого человека, вошедшего в комнату. Незнакомец сел у изголовья его постели. «Кто ты?» — спросил его Созонт. «Я Кирилл Вельский и пришел посетить тебя». Созонт со слезами стал просить святого о помощи и избавлении от болезни. «Иди, — отвечал ему явившийся, — на Вельский погост, вели отпеть молебен Кириллу — и будешь здоров». — «Не могу идти, потому что ноги у меня опухли от болезни, да к тому же и денег нет у меня на молебен». — «Когда не можешь идти ныне, — сказал ему святой, — то ты хоть обещайся сходить помолиться Кириллу, когда будешь здоров, и ежели не имеешь денег, чтобы заплатить клирошанам за молебен, то у тебя много капустного семени, тем и заплати, а про меня расскажи всем, что ты видел». Сказавши это, юноша стал невидимым, а Созонт, пробудившись от дремоты, почувствовал себя совершенно здоровым.

Кириллов день

Неизвестно, как долго мощи св. Кирилла почивали в Никольской церкви, но когда она сгорела, то святыня также стала жертвой пламени. После пожара удалось собрать лишь несколько костей. Долгое время их хранили в алтаре каменной Троицкой церкви. Впоследствии остатки мощей праведного Кирилла скрыли в землю под престольным местом сгоревшего Никольского храма.

Народ особо почитал своего заступника. День его памяти, 9 июня (по новому стилю - 22 июня), носил название Кириллова и праздновался в Вельске особо. Даже в советские годы он остался одним из главных праздников.

После того как в городе закрыли Преображенский собор, каменную Никольскую кладбищенскую церковь и старейший в Вельске каменный Троицкий собор, центром празднования Кириллова дня стала часовня во имя святого Кирилла Вельского. К ней в праздничный день совершался крестный ход. Однако в 1937 году ее судьба, как и судьба многих других часовен района, была решена: «На основании решения Президиума РИК все часовни, находящиеся на территории района, подлежат неизменному закрытию. Здания часовен необходимо продать колхозам, деньги зачислите в сельский бюджет, в случае негодности здания под хозяйственные нужды используйте на дрова… РИК предлагает к ликвидации часовен приступить немедленно и к 01.09. полностью их продать и ликвидировать».

Несмотря на все гонения и запреты, память о святом вельчанам удалось сохранить. В местном Успенском храме находится его икона. Со временем в городе возродили традицию праздновать Кириллов день, к нему приурочивают ярмарки, краеведческие чтения, проходит и крестный ход. Как было написано в одной из местных газет: сейчас происходит «третье пришествие Кирилла».

Подготовила Дарья Андреева



[1] В Российском государстве 11 - 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции).

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.