В этом городе заключена Любовь

Дата публикации:29.09.2014

Иерусалим называют городом мира. Говорят, что важно не увидеть его, а почувствовать. О своем паломничестве на Святую Землю и впечатлениях от него рассказал настоятель храма Воскресения Христова на острове Ягры священник Валерий Суворов. Он побывал в Иерусалиме в мае вместе с группой прихожан северодвинских храмов.

Паломничество

В группе были разные люди: молодые и кому уже за 70, те, кто в храме давно и кто только воцерковляется. Потому я как руководитель волновался: удастся ли группе сложиться, будет ли единая молитва, получится ли действительно паломничество? И милостью Божией оно совершилось, раскрыв каждого из нас по-особому. Наше совместное общение проходило под действием благодати Божией, которой овеяна эта Святая Земля независимо от времен и политических ситуаций.

В Израиле нас встретило солнце, и мы сразу окунулись в удивительный мир Палестины: камень, песок, пустыня, жара и благоухание мира. Все эти ощущения лично для меня были выше, чем впечатления от пересечения границ, неустройства арабских кварталов, суетливости продавцов сувениров. Первые дни были полны вопросов: как раньше тут жили подвижники и паломники? Можем ли мы среди этих знойных долин и пустыни понести подобный им духовный подвиг? Ответы рождались сами собой…

Нам очень повезло с гидом, Ириной Миркиной, воцерковленным православным человеком. Не секрет, что Иерусалим — город трех религий, различных взглядов и противоречий. Гид сразу напомнила, что наше путешествие — это не экскурсия, не осмотр достопримечательностей, а именно паломничество — постоянная молитва. Можно ехать в автобусе и совершать молитву, а можно быть на святом месте и забыть о ней, думать только о внешних атрибутах, но тогда ты словно сходишь с пути духовной сосредоточенности и теряешься в переулках душевного и праздного.

В дни путешествия мы вспоминали рассказы о паломниках из северных краев. Свидетельство прихожан заполярного села Великовисочное впечатлило нас особо. В дореволюционное время паломники из тех мест ходили в Иерусалим пешком, на это путешествие требовался год. Когда мы были на Святой Земле, я пытался осознать, какие человеческие силы были необходимы им для такого духовного подвига. Уверен, что основа этого стремления коренится в русской душе. Сила духа созидается не из чего-то мирского. Ее источники - вера, покаяние, стремление к личному духовному преображению и любовь к Богу. Видя узкие тропы, ведущие в труднодоступные монастыри, я осознавал, что они хранят шаги тысяч преданных Господу богомольцев.

Вифлеем

Мы жили в Вифлееме. И один из самых насыщенных дней был у нас в этом городе: Литургия в базилике Рождества Христова, расположенной над пещерой, в которой родился Христос. По международному статус-кво существует расписание, когда в храме служит православное духовенство, когда представители армянской и католической церкви. Перед Литургией нас предупредили: будьте аккуратны, осторожны, храм небольшой, будет душно, жарко, помогайте друг другу. Когда мы приехали в церковь, зашли в пещерку, то возникло благодатное чувство трепета, ощущение милости Божией и своего недостоинства. По благословению митрополита Даниила и патриарха Иерусалимского я сослужил здесь Литургию вместе со священниками из России. Богослужение совершалось на трех языках: греческом, арабском и русском. Несмотря на языковые различия, мы были так духовно близки, воистину, как братья и сестры во Христе. Во время службы на душе было радостно, мирно и покойно. Эта маленькая пещерка вмещала 50 молящихся, там было по-домашнему уютно, всех нас объединила Литургия, в тот момент она связывала нас и со всем православным миром. Выходя из храма, я видел в глазах многих паломников слезы.

Мы приложились к Вифлеемской иконе Богоматери, увидели знаменитый образ Спасителя на колонне базилики: в разные моменты кажется, что у Христа глаза открыты или закрыты. Мы видели на иконе открытый взор Спасителя, но, просматривая отснятые фото, паломники изумились, что на одном из кадров Господь будто закрыл глаза. Гид рассказала, что в 1990-е годы, когда межконфессиональный мир на Святой Земле был расшатан, эта икона «плакала».

Иерусалим. Via Dolorosa. Галилея.

Мы путешествовали не по городу ХХI века, а по древнему Иерусалиму, по городу Воскресения, без которого распятие рассматривать нельзя, потому что увидишь только несправедливость, но не заметишь Любви. А в этом городе заключена любовь, и ключик к ней — в христианской молитве и смирении.

Для меня в Иерусалиме главной была личность Иисуса Христа. Конечно же, видя камни этого города, невозможно не вспомнить слова Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37-38). Для человека, который приходит туда, зная, что он пришел искать, Иерусалим становится городом ответов.

В столице сохранился крестный путь Христа, по которому Он шел на Голгофу, — Виа Долороза[1]. Мы прошли по нему, останавливаясь на местах, которые запечатлены в Евангелии: заточения Христа, осуждения, падения с крестным древом; эти и остальные остановки мы прошли с молитвой, читая Евангелие. Без Священной Книги этот путь даже не надо проходить: все равно что идти с закрытыми глазами, видя, не видеть. И наоборот, если человеку близки слова Евангельской проповеди, то сердце его здесь согревается от особой радости и получает Фомино блаженство. Помните, что сказал Христос апостолу: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20; 27-29) — что значит блаженны - счастливы. Эта радость Пасхи, веры во Христа, радость, которую дает Господь, ощущалась нами повсеместно: в храме Гроба Господня и, конечно же, в кувуклии. Кувуклия - небольшая часовня в храме Воскресения Христова, она построена над пещерой, в которой погребли Спасителя после снятия со Креста, это место Его Воскресения. Именно здесь мы стали участниками ночной Божественной литургии на Гробе Господнем. Все паломники сподобились причастия Святых Христовых Тайн.

Особенно мне вспоминается поездка на север, к Галилейскому морю, в город Тиверию. Были мы и на Фаворе, и на горе Блаженств. Там мы читали Нагорную проповедь, главы из Евангелия от Матфея. Не передать ощущений, которые мы испытали в тот миг, слушая слова, впервые прозвучавшие в этом месте для всего мира.

Русская Духовная Миссия на Святой Земле

Во время поездки я по-особому открыл для себя личность архимандрита Антонина (Капустина), он был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865—1894 гг. На своем ослике он объездил всю Палестину, искал святыни, приобретал земельные участки, на которых проводил раскопки, основывал храмы и монастыри. Целью его миссии было возродить дух православного христианства на Святой Земле. Нам удалось побывать на его могиле в Спасо-Вознесенском храме и возложить цветы. Святая земля Иерусалима и все святыни при правильном духовном настрое укрепляют в вере, дают бесценный дар благодати. И если этот дар воспринимается через смиренное, покаянное сердце, то он сохраняется надолго. Тогда все, что мы пережили в святых местах Палестины, останется живым свидетельством сердца, и может быть предано другим. Слова Господа апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин, 20:29) — со всей ясностью и откровенностью мы познали на Святой Земле.

Подготовила Дарья Андреева



[1] от лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби»

Возврат к списку




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»