Исповедь учит видеть свои грехи

Дата публикации:25.11.2014

Таинство Исповеди, пожалуй, самое сокровенное из всех, существующих в Православной Церкви. О том, как к нему подготовиться, сказано и написано немало. Однако вопросы не иссякают, именно поэтому наш разговор с духовником Тамассосской и Оринийской епархии Кипрской Православной Церкви архимандритом Нектарием (Бакопулосом) был о Таинстве Покаяния и духовническом служении.

Я родился в Греции в 1957 году, среднюю школу и лицей закончил в городе Патры на Пелопоннесе. Затем учился на богословском факультете университета в Салониках. После рукоположения нес послушание проповедника, духовника, впоследствии я был игуменом небольшой монашеской обители в городе Александрополисе на северо-востоке Греции, во Фракии. По приглашению митрополита Тамассосского и Оринийского Исаии в 2012 году переехал на Кипр, где исполняю обязанности благочинного епархии, возглавляю приходскую общину в поселке Святая Варвара и продолжаю духовническое служение.

- Отец Нектарий, расскажите, в чем заключается послушание духовника?

- В Церкви Кипра это особое послушание: по нашей традиции не все священнослужители могут быть духовниками. Их избирают из более опытных священников, и, для того чтобы духовник мог начать это служение, архиерей свершает поставление, читая особую молитву. Архипастырь выбирает клириков по нескольким критериям: богословское образование, опыт приходского служения, также кандидат должен быть не новорукоположенным священником. Духовниками, как правило, становятся после 35 лет.

Духовническое служение заключается в принятии Исповеди и в том, чтобы давать соответствующие наставления кающемуся. Человек, имея греховные привычки, не всегда после Таинства может полностью поменять свою жизнь. Задача духовника — наставить его на спасительный путь покаяния, показать путь борьбы с недостатками. Важно не просто выслушать и отпустить грехи, а помочь человеку советом. Обычно с духовником поддерживается регулярное общение.

- Как прихожанину выбрать духовника?

- Особых критериев нет. Мы исповедуемся Богу, священник является только свидетелем. Другое дело, что любой исповедующий призван к этому служению, и мы должны подходить к нему с доверием. Важно помнить, что, если человек уже избрал себе духовника, то он не должен менять его без особых на то причин, например, переезда в другой город. Чтобы давать правильные наставления, духовник должен хорошо знать чадо, следить за его жизнью и регулярно принимать его исповедь. Только такой наставник может найти подходящие слова и советы. Вот в чем назначение постоянного духовника.

Часто люди, и на Кипре в том числе, ищут священника с особыми духовными дарованиями, но это не совсем правильно. Принимает исповедь и отпускает грехи Сам Господь, священник - лишь свидетель. Таким образом, каждый христианин не должен сомневаться, что если он в своей исповеди искренен, то отношения с духовником ведут его по пути спасения.

- Чем отличается исповедь от откровения помыслов?

- Открывать помыслы можно духовно опытному человеку, который не имеет священнического сана или не является духовником. Например, в женских монастырях есть традиция: игуменьи, опытные в духовной жизни, наставляют своих подопечных монахинь, а те им открывают помыслы. Также и в обителях на Святой горе Афон часто старцы – это монахи, не имеющие священнического сана, но они тоже могут принимать откровения помыслов и давать духовные наставления и советы. Важно понимать, что Таинство в такие моменты не совершается.

На Исповеди следует открыть конкретные грехи, а подробности того, как они совершались, с чьим участием и при каких обстоятельствах, не имеют значения. Духовники, к сожалению, знакомы с ситуацией, когда люди рассказывают целые истории, но покаяния при этом нет.

Исповедующийся может обратиться к духовнику за советом: как бороться с той или иной немощью. Здесь он может и должен обнажить какие-то язвы. Священник может задать вопросы, которые помогут предостеречь человека от греха в будущем.

Все помыслы, которые приходят нам в голову, мы не исповедуем. Святые отцы разделяли несколько стадий проникновения греха: первая - прилог, когда человек видит или слышит внешний раздражитель и на него как-то реагирует. Это стадия, которая часто не зависит от человека и грехом не является. Если же внешнее искушение порождает какую-то ответную, может быть, положительную реакцию, человек вступает в диалог с этим помыслом, возвращается к нему неоднократно, то такие помыслы исповедовать нужно, чтоб была возможность от них избавиться.

- Как вы советуете духовным чадам готовиться к Таинству?

- Сначала нужно помолиться Господу, чтобы Он просветил, и мы вспомнили и увидели наши грехи. После того как мы открыли их перед собой, нужно в них покаяться. Часто грех становится удовлетворением человеческого эгоизма, его желаний и стремлений. Человек должен осознать свой «промах», раскаяться в нем и постараться не совершать его в будущем. В этом состоит суть покаяния, и так подготавливается благодатная почва для отпущения грехов.

И конечно, духовник должен молиться за своих чад, чтобы они видели собственные грехи и подходили к Таинству Исповеди в духовном сокрушении.

- Есть ли смысл каяться, когда человек понимает, что завтра согрешит в этом же грехе?

- Таинство Исповеди - не всегда полностью избавление от греха, мы не можем завтра стать безгрешными. Сколько раз мы согрешим, столько раз идем на Исповедь, это наш путь, духовная жизнь. Мы должны каждый раз, понимая свои недостатки, давать обет, что постараемся измениться.

Однако лучше не давать радикальных обещаний. Мы не должны связывать себя клятвами, это будет неправильно и самонадеянно. Важно иметь намерение и стремление меняться, а получиться или нет - не всегда зависит от нас.

Исповедь научает человека видеть свои грехи, этого умения у многих нет. Тот, кто регулярно исповедуется, видит, где он ошибается, и у него появляется возможность духовного прогресса. Частая исповедь помогает если не полностью победить грех, то ограничить его. Я рекомендую своим духовным чадам приступать к Таинству хотя бы раз в месяц, но если есть к тому необходимость, то и чаще.

- Как в Кипрской Церкви взаимосвязаны Таинства Исповеди и Причастия: за каждым ли покаянием должно следовать Причащение?

- Это разные Таинства, они не объединены, но традиционно Исповедь предшествует Причастию. На ней человек получает отпущение грехов, но духовник может не благословить его причаститься сразу, дав тем самым время на размышление и осознание поступков. Тем не менее, исповеданные грехи прощаются, когда читается разрешительная молитва, и это не зависит от того, разрешил духовник подходить к Чаше или нет. Причастие не является заключительным аккордом Исповеди.

- Нужна ли исповедь перед каждым Причастием, или духовник может допустить чадо без нее?

- На Кипре исповедуются регулярно, но не обязательно перед каждым Причастием. Конечно, если есть грехи, которые являются препятствием к этому Таинству, их необходимо назвать. Духовников в Греческой Церкви не так много, для Исповеди нужно найти время[1], поэтому люди стараются не пропускать встречи с духовником. Если же есть какие-то «экстраординарные» грехи, которые требуют внеочередной исповеди, то об этом договариваются отдельно.

- Как часто, на ваш взгляд, необходимо причащаться?

- Священник, видя состояние чада, духовную борьбу, которую оно ведет, или, наоборот, духовное расслабление, может советовать причащаться или каждое воскресенье, или раз в месяц, или каждый пост. Все индивидуально. В духовной жизни есть разные периоды, во время активной духовной брани нужна поддержка, а во время расслабления - толчок к пробуждению. Поэтому нельзя вводить какие-то правила, например, причащаться каждые две недели. Наиболее правильный путь - не решать вопросы частоты Святого Причастия самостоятельно, потому что со стороны мы себя увидеть не можем и правильно оценить свое духовное состояние тоже. Лучше этот вопрос обсудить с духовником, так мы исполняем добродетель послушания и получаем гораздо большее благословение Божие, приступая к святым Тайнам по благословению.

Беседовала Дарья Андреева



[1] В Греческой Церкви Таинство Исповеди отделено от богослужения. Священник принимает кающихся либо в храме, либо у себя в кабинете.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.