На пути к Таинству Крещения

Дата публикации:26.11.2014

В рубрику «Вопрос-ответ» на сайте Архангельской и Холмогорской епархии регулярно приходят сообщения, в которых читатели спрашивают о церковных Таинствах. К сожалению, формат рубрики не всегда позволяет ответить на вопросы подробно. На страницах журнала мы бы хотели поговорить о Таинстве Крещения — моменте, с которого начинается вся церковная жизнь. Рассказывает руководитель информационно-издательского отдела епархии, бакалавр богословия Михаил Насонов.

Огласительные беседы, проводимые перед Таинством Крещения, - зачем они нужна и есть ли в них смысл? Не дополнительная ли это препона?

Сперва отмечу, что оглашение - традиция Церкви, существующая со времени ее основания. Христос говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28;19). С апостольских времен Таинству Крещения предшествовало покаяние, покаянию — научение. В последние годы практика оглашений начала возрождаться. Надо сказать, что она необходима Русской Церкви как воздух - слишком велик разрыв между количеством крещеных людей и тех, кто ведет сознательную церковную жизнь. В 80-е и 90-е годы прошлого века прошло «второе крещение Руси», но из десяти крещеных «без научения» остался в Церкви лишь один.

Оглашение нужно, в первую очередь, для того, чтобы человек понимал, куда и зачем он пришел. Чтобы свой главный выбор в жизни он сделал осознанно. Как правило, мотивы Крещения связаны либо с магическими представлениями («Надо ребеночка покрестить, чтобы не болел, чтобы защита была»), либо с народными традициями, модой («Бабушка упросила», «Все крестятся, и я пойду»). Впоследствии, даже став полноценными членами Церкви, люди часто не знают основ своей веры. И, к сожалению, «крестильные потоки» приводят к тому, что человек не видит никакого различия между тем, чтобы обращаться к экстрасенсам, заниматься магией, читать гороскопы и посещать храм.

Необходимо понять, что оглашение и последующая за Крещением катехизация – единый непрерывный процесс «научения». Конечно, существует опасность, когда знания становятся важнее самой духовной жизни. Это путь западной схоластики, он приводит к выхолащиванию веры. И в Православной Церкви есть общины, которые делают оглашение самоцелью и затягивают его на годы. Бывает, что некоторые из оглашаемых людей даже умирают, так и не крестившись. Это тоже страшная ситуация. Знать тонкости богословия перед Крещением не обязательно, но понимать, ради чего ты пришел в храм (принес своего ребенка / берешь за кого-то ответственность как восприемник), необходимо. За голову хватаешься, порой, читая, вопросы, которые приходят на сайт.

Когда нам пишут: «Можно ли пройти процедуру крещения без использования крестных?», — или: «Почему мне нужно ходить на огласительные беседы перед Крещением ребенка, если я и так православная — и в храме свечки регулярно ставлю?», — то становится ясно, что люди совершенно не понимают смысла Таинства.

Поймет ли человек за несколько встреч со священником, зачем он пришел креститься?

Да, длительность оглашения - другая проблема. Здесь, как я уже говорил, нельзя впадать в крайности, нужно искать золотую середину. Есть минимум - две беседы. Иногда у священника не хватает времени даже на них, поэтому так важна деятельность приходских катехизаторов. По решению Архиерейского собора сейчас на всех крупных приходах назначены помощники настоятелей по катехизаторской работе. Эта идея хороша и потому, что человеку иногда легче услышать о Церкви не от священника, а от мирянина, который поделится своим опытом.

Оглашение - это только начальный этап, когда важно донести основное: что такое Церковь, какие обязанности налагаются этим Таинством. Важно не упустить человека после Крещения. Владыка на епархиальных собраниях постоянно говорит священникам: «Вы покрестили человека — сфотографируйтесь с ним на память, возьмите номер телефона, звоните ему, не оставляйте, приглашайте на мероприятия». У нас перед глазами хороший пример — сектанты. Они успешны в своей «паразитической» деятельности, потому что используют «слабые места» Православной Церкви. В сектах новичок сразу же окружается вниманием и заботой, ему дают книги, фильмы, общаются с ним. Точно также должно быть в православных общинах: если человек по зову сердца или из интереса пришел в храм, с ним нужно общаться, нужно давать литературу, тогда и к оглашению он уже подойдет осознанно.

Могут ли отказать в Таинстве Крещения?

Да, и это отражено в канонах Церкви и современных церковных документах, посвященных Крещению и оглашению. Есть абсолютные препятствия, например, нельзя крестить повторно, если достоверно известно, что человек был крещен; нельзя крестить усопшего. Есть условные препятствия. Допустим, человек принес крестить ребенка «для того, чтобы не болел». Священник объясняет, что смысл Таинства совсем в другом, что и самим родителям нужно изменить свою жизнь, прийти в храм. Если человек отвечает, что ему ничего этого не нужно, то священник имеет полное право отказать, так как неверие родителей, сознательный отказ от духовной жизни - все это препятствия для Таинства. Другое дело, что не надо ставить все новые и новые барьеры. Понятно, что человек, приходя первый раз в храм, теряется, ему проще спрятаться в привычную скорлупу товарно-денежных отношений: «я вам - вы мне». В этот период ему нужно помочь и все объяснить.

Есть другая беда. Когда человек приходит и спрашивает: «Что у вас положено делать для Крещения?». Ему отвечают: «Положено пройти две беседы, выучить Символ Веры и внести пожертвование». Человек все добросовестно выполняет, крестится и пропадает из Церкви. Здесь также надо объяснить, что с Крещением духовная жизнь только начинается. Что побывать в храме всего два раза: на крещении и отпевании - это в корне неправильно. Важно во время первых встреч донести, что вся радость от соединения со Христом впереди. И даже отказ в Таинстве - это не пожизненный запрет, а призыв лучше подготовиться к событию, которое важнее всего остального.

Что входит в обязанности восприемника?

Восприемничество - это своего рода клятва перед лицом церковной общины, перед Богом в том, что человек берет ответственность за крещаемого ребенка, обязуется сделать все, чтобы он рос в лоне православной традиции. Те, кто забывают о своем обещании, становятся клятвопреступниками.

Часто люди воспринимают кумовство, как возможность породниться. Надо отметить, что родство здесь только духовное. Важно, чтобы восприемник был человеком воцерковленным. А если к вам обратились с предложением стать крестным, то нужно хорошо подумать. Когда священников спрашивают, стоит ли соглашаться стать восприемником ребенка из нецерковной семьи, то батюшки говорят, что это может быть крест не по силам. Поэтому так важно, чтобы оглашение проходили и восприемники - они должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Существуют ли особые условия оглашения, когда речь идет о Крещении детей?

В древней Церкви была традиция оглашения, начиная с семилетнего возраста. Сейчас обычно перед Крещением проводится беседа, во время которой священник может понять, осознает ли ребенок, что за событие произойдет в его жизни, укрепить и наставить его. Знаю несколько случаев, когда простые, добрые слова, сказанные батюшкой перед Крещением, дети долгие годы сохраняли в своем сердце.

Важный момент - должно быть согласие родителей на Таинство. Недавно мужчина прислал нам в епархию гневное письмо: оказывается, без его ведома бабушка отнесла сына на Крещение. Отец заявил, что таким образом были нарушены его конституционные права, требовал наказать священника, компенсировать моральный вред и «раскрестить ребенка обратно».

Повторюсь, если родители относятся к Церкви враждебно или равнодушно, то ни о какой духовной жизни крещеного ребенка говорить не приходится. Тогда ради чего крестить — чтобы поставить галочку?

Беседовала Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.