Крест – это лестница в Небо

Дата публикации:28.11.2014

В конце сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня. Но почему именно в это время? Церковью управляет Бог, и у Него каждая деталь и штрих имеют определенный смысл.

Святитель Феофан Затворник пишет: «…у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест».

Воздвижение Креста мы отмечаем в месяц, когда люди собирают урожай. Вспоминаем о том, что Крест – жертва Господа за нас, Его любовь, которую Он нам принес, а ещё – дорога на небо, лестница, по которой мы поднимаемся от земли.

Обратимся к истории праздника: Крест Христов после снятия с него Господа сбросили в яму и на этом месте поставили капище богини Венеры. Прошло время, Крест вновь был воздвигнут, и от него произошло множество исцелений.

То же самое происходит не в Иерусалиме, а в глубине нашей души. Обрушивается та или иная страсть и ниспровергает Крест Господень, потом вдруг жизненные обстоятельства, через которые Бог стучится в наши сердца, пробуждают нас, и мы сносим идолов своей души и вновь поднимаем Крест.

В Кресте заключена суть христианства. Суть нашей веры - жертвенность. Господь исцелил человеческую природу от греха, проклятия и смерти. Если от Адама люди заражались болезнью под названием «грех», приносили в этот мир мутированную человеческую природу, то Господь исцелил ее. Но человек получает исцеление не автоматически, а именно своей волей, когда идет за Богом, со Крестом.

Крест может служить ко спасению или, наоборот, к погибели - вот что самое страшное. Иногда человек считает себя христианином, но не живет этой жизнью. Вроде бы и крест носит, и в храм ходит, но даже так можно оказаться вне Христа и не спастись. Крест тогда служит человеку во спасение - и это мы должны четко осознать – когда мы соединяем его с Крестом Христовым, так пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

Когда приходит скорбь, в народе правильно говорят: «прилетело». Но все зависит от того, как мы себя ведем. Когда я служил в армии, на одном из марш-бросков, мы по очереди несли тяжелую радиостанцию. Командир распределил мудро: кто здоровее, может и полкилометра пробежать, а другой только двести метров. Многое зависело от внутреннего настроя. Если ты сказал себе, что должен это сделать, и попросил помощи у Господа, дистанцию легко пройдешь. А если внутри возмутился: «почему мне полкилометра, а тому меньше?» – тогда тяжесть станции просто давит, и у тебя кончаются силы.

Нечто подобное происходит и в нашей жизни, когда мы ничего не в силах изменить. Можно смеяться в кромешной беде, а можно испытывать злую тоску при удаче и жизни в «шоколаде», потому что человек всегда найдет, что шоколад не тот или его мало. Крест Христов становится спасительным, легким, когда мы его принимаем с такой молитвой: «По делам моим приемлю, но помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!». Это молитва не святого человека, а молитва убийцы, подлеца и негодяя, который был таким до распятия. Два разбойника попали в одинаковую ситуацию, их распяли, но один разбойник, покаявшись, вошел с Самим Богом в рай впереди всех святых. А ничто нечистое не может войти в Царствие Небесное. Получается, Господь очистил его от всех болезней, грехов, от всей проказы внутренней. Никогда нельзя думать, что «уже поздно»: ты всю жизнь был коммунистом, против Бога шел… Нет, не поздно.

Праздник Воздвижения напоминает об этих двух разбойниках, у которых руки были по локоть в крови. Сколько людей просило тогда Бога: «Господи, доколе, почему это творится? Почему этот разбойник лишил нас отца и матери, отнял детей и продал их в рабство?» Эти вопросы были адресованы к Небу и справедливо были адресованы. «Почему, Господи, Ты его не покараешь, почему не испепелишь Своим божественным огнем?» А у Бога свои планы… Кто-то обижался на Бога, может быть, разочаровывался в Нем. Прошло время, и этот разбойник вошел в рай.

Когда у матери огромная любовь к одному ребенку, часто это вызывает ревность других детей. Как в притче о блудном сыне. Старший брат всю жизнь служил отцу и не совершал таких поступков, как младший, который промотал свое наследство. За это его нужно было лишить сыновства. Но вот старший брат приходит домой и видит пир, торжество, гуляния и узнает: оказывается, его брат вернулся. Старший сын не может понять реакции родителя - почему устроили пир, он ревнует отца. А для любви отцовской вернувшийся сын еще ближе, потому что он бы потерян и нашелся.

Или, к примеру, когда человека переводят из реанимации, врач ему уделяет большее внимание, чем другим больным, и тут тоже может возникнуть ревность. Так и в духовной жизни. А Господь – это любовь, которая прошла через Крест. Господь зовет каждого из нас и предлагает несение креста по силам. Паисий Афонский говорил, что Крест стал дорогой в Царствие Небесное. Мы должны понимать, что, перенеся маленькие тяготы этой жизни, собираем себе богатство на небесах. Беря свой малый крест, который дал Господь, мы если не ропщем, то соединяемся с Богом. Старец Паисий писал, что благо тому, кто несет не один, а несколько крестов – больше ему награда.

Мы, наоборот, хотим, чтобы страдания быстрее рассосались, прошли, и это естественно. Но мы должны еще и бороться с обстоятельствами. Христианин – это не безвольное существо с опущенными руками. Нет. История показывает: когда Россия была сильна своей верой, она была сильна во всех отношениях – в военном, экономическом, социальном. Православие необходимо обществу, государству.

Человек, который правильно несет свой крест, понимает, что без воли Божией ничего не случается, а значит, это было необходимо. Врач, когда вправляет пациенту ребра, говорит – знаю, что больно, но потерпи, и человек терпит. Но если у врача ты терпишь полчаса, то в жизни приходится терпеть дни, месяцы, а часто и годы. Как врач делает, чтобы состояние пациента улучшилось, так же и Господь делает, чтобы нам было хорошо. Если человек несет крест – без ропота, мужественно, молитвенно и смело – тогда и другим людям вокруг становится хорошо. Они видят, что он не хулит всех подряд, как второй разбойник, с креста хуливший Господа. А как ведь бывает? Случились неприятности у человека, и он всех вокруг начинает «поливать» грязью. С таким озлобленной личностью трудно жить – семье, соседям, обществу.

Если же человек считает, что не может изменить ситуацию, внутренние скорби, но знает, что он с Богом, тогда Господь помогает. Нужно благодарить Бога. Если мы благодарим Его, благодать Божия приходит к нам. Игумен Никон Воробьев в письмах своим чадам писал, что нужно как можно чаще благодарить Бога, каждый день повторяя: «Слава Тебе, Господи, за все!».

Мы же благодарим врача, когда нам вырвали зуб, зная, что в начале больно, но потом боль стихнет. Вот также и надо относиться к Богу, к своему кресту. Это правильное духовное устроение особенно необходимо в наше время, потому что православная вера начинает проходить испытания: по всему миру христиан гонят, убивают.

Вспоминаются слова Господа Иисуса Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28). Христианство противопоставило себя всем другим религиям. У нас нет компромиссов, у нас один Бог. Как жила Римская империя? Я почитаю Венеру, а ты Юпитера, я приду к тебе в гости и ему поклонюсь, воскурим ему фимиам. Христиане же говорили «нет, это бес». Но ты закон гостеприимства нарушаешь, пришел и не почествовал Юпитера, так он на весь наш город нашлет стихийное бедствие. Будут страдать невиновные, женщины, дети, старики, из-за тебя одного. Ты мне не друг, если не принесешь жертву!

В христианской вере нет компромиссов, потому Евангелие содержит слова о том, что нельзя любить отца, матерь, детей больше Бога и «враги человеку домашние его» (Мф. 10:37). Отцы Церкви объясняют это так: когда домашние говорят «не живи со Христом», тогда они становятся врагами Христовыми и твоими врагами, но мы любим врагов своих и пытаемся их обратить.

Сейчас мы видим, сколько людей в Европе и на Востоке несут крест страдания, и им адресуются слова «не бойтесь убивающих тело», не бойтесь потерять тело, жизнь земную: если мы потеряем душу ради Христа, то мы приобретем ее. Самое дорогое, оказывается, ни нефть, ни газ, ни золото, а человеческая душа. Отойдя от Христа в своей массе, человечество стало безумным. Для нас же образец – Иисус Христос и Его последователи, те, кто нес свой крест. Мы берем с них пример, и наша жизнь начинает меняться.

Мы часто не в силах изменить внешние обстоятельства, а вот изменить свой микромир мы должны. И от того, в каком состоянии совершим свой главный переход, свое рождение в жизнь вечную, будет зависеть наше будущее. Если со злобой, ропотом, обидой – «эх, жизнь не удалась», тогда и там у нас не будет перспективы, а если с молитвой разбойника «Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!», тогда и в этой жизни будет легко, потому что «иго Господне благо, и бремя Его легко есть».

Записала Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", Тихон Шевкунов, которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против РПЦ, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.