Американский священник с русскими глазами

Дата публикации:01.12.2014

Будний день. Владыка Даниил возглавляет Литургию в одном из приходских храмов Архангельска. Все идет как обычно: хор поет, духовенство служит, паства молится - взгляд ничто «не цепляет». Лишь когда на Малом входе священники выходят в центр храма вижу одного незнакомого батюшку. Всматриваюсь в его лицо. Нет, точно не знаю. Быть может, приехал из области. Наступает черед возглашать незнакомцу, и - молитва зазвучала на английском с американским акцентом. Но не это удивило, а то, что человек с такими русскими глазами оказался иностранцем. Позже, когда мы встретились на интервью, я нашла разгадку этого несоответствия.

Отец Иоанн Мозес, коренной американец, долгое время был священником методистской церкви с зарплатой 120 тысяч долларов и возглавлял многочисленную паству. Познакомившись с православным вероучением, крестился. Крестились и прихожане храма, где служил будущий отец Иоанн. Сейчас священник - настоятель церкви Всех Святых в городе Харисенбурге штата Вирджиния. В Архангельск он приехал с предложением: русские ребята побывают в Америке, а молодые американцы приедут на паломничество в Россию. Рассказывая о проекте, отец Иоанн отметил: «Самое главное, чтобы православные американцы и русские тронули сердца друг друга».

Первый мой вопрос отцу Иоанну был о том, что подвигает его соотечественников принимать Православие

«В Америке провели исследование, почему молодое поколение покидает протестантские храмы, - рассказал священник. - Западные церкви, конечно, сделали хорошую работу: научили стоять на молитве, исполнять обряды. Одному они не научили молодежь - как молиться Богу и как любить Его. А если у вас будет это искреннее чувство к Господу, вы никогда не уйдете из Церкви и поможете другим любить ближних и Творца. Только Православие учит этому.

По словам отца Иоанна, на вопрос исследователей «Что значит быть православным?» большинство опрошенных православных американцев, а их было 10 тысяч, ответило так: «Верить, что Иисус Христос – часть Святой Троицы, и быть убежденным в том, что Он существует». Никто не написал, что суть Православия - это исповедь и присутствие на службе.

«Просто стоять в храме - мало», - подчеркнул батюшка, и вместо того чтобы объяснить, что же делает человека православным, кратко пересказал одну из своих проповедей: «У крестьянина был ослик, которого он хорошо кормил, ослик же помогал ему в работах. Однажды человек подумал: «Ну что я его так обильно кормлю, попробую в следующий раз дать половину от обычного». А ослик, несмотря на то, что еды стало меньше, все равно работал очень хорошо. Хозяин становился все богаче, но продолжал постепенно уменьшать порцию корма для ослика. Животное все равно служило ему. Однажды крестьянин открыл двери хлева и увидел умершего ослика. Когда вы приходите в церковь, молитесь, просите Господа о чем-то, ответьте себе на вопрос: «А что вы принесли Ему?»». После этой проповеди вспоминаются слова, записанные в Евангелии от апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

О деле отца Иоанна и был следующий вопрос: чему русские дети смогут научиться в Америке, что даст их душам это путешествие?

«Увидеть православную церковь в Штатах — все равно, что выйти из леса на утес и найти на нем дерево, корни которого уходят в камень. Как это дерево выжило? Внизу есть и земля, и вода, а здесь ничего этого нет, но дерево растет,- сказал священник. - Есть часть Америки, где столько же церквей, сколько и в российских городах. Но вся остальная страна ими «не охвачена», поэтому, когда сажается даже маленькое зерно Православия, его оберегают особо, ведь вокруг только сорняки и камни. Когда это семя превращается в дерево, когда поднимается крона, окружающие постепенно начинают понимать, что в Православии есть спасение».

Отец Иоанн объяснил, что когда в миссионерских общинах появляются новые люди, то это уже чудо: «Почему тот, кто ходит в западную церковь, где на службах танцуют, поют и сидят, должен прийти в храм, где нужно стоять, где учат держать пост? Однако постепенно члены этих больших и успешных западных общин понимают, что их теология «мелка», и приходят к Православию».

Описывая жизнь в Соединенных Штатах, священник заметил, что материализм захватил людей на психологическом уровне. Современные музыка, кино, пресса формируют мировоззрение человека, навязывая стереотипы поведения, заставляя жить «как все». Предложенные «схемы» и «правила» далеки от заповедей. Это давит на личность, на сознание, и противостоять натиску очень трудно. «Например, в Православной Церкви Рождество отмечается 7 января, а накануне праздника предписываются дни сугубого поста. В Америке же Рождество 25 декабря, и страна празднует его месяц: обильная еда, танцы, Санта-Клаус. Ты же в это время сугубо постишься - это, конечно, искушение, - сказал о.Иоанн. - Когда ваши молодые соотечественники приедут, они своими глазами увидят, в каком мире мы живем и сохраняем Православие: смотрим на все эти искушения и стараемся не поддаваться им. Это тяжело. Иногда мы сильны в своей вере, иногда проигрываем. Бывает, что люди уходят. Думаю, ребята увидят нашу веру и любовь к Господу, и это подействует на их души лучше всяких слов».

Рассказ батюшки о жизни американских христиан напомнил мне о служении апостолов. На эту ремарку он ответил: «Иисус Христос говорил, что зерно, когда упадет в землю, умрет. А что оно принесет - сорняк или доброе дерево - покажет только жизнь. Те, кто создает миссионерские православные приходы, должны умереть ради других. Эта работа на самом деле похожа на апостольскую».

Возвращаясь к теме молодежи в Церкви, мой собеседник подчеркнул, что именно в храме ребята понимают, что значит послушание родителям, больше их нигде этому не научат. «Государство уделяет внимание другим вещам. В Штатах сейчас происходит то, о чем говорили большевики: страна хочет сделать своих граждан равными, поставив всех на одну планку. Например, пытаются стереть половую разницу, но кто может пойти против природы?

С другой стороны, культивируется статья о сексуальном домогательстве, например, если мальчик даже в игре обнимет девочку, его отправят из школы домой, записав в дневнике, что он ее домогался. Политическая корректность, которой придерживается современное американское государство, и которую «насаждают» в том числе и в школы, порой походит на абсурд, поэтому многие переводят детей на домашнее обучение», - рассказал священник.

В конце разговора отец Иоанн озвучил мысль, которую я уже слышала от русских священников: «Молодым людям тяжело сохранить себя: мода, интернет давят. У нас, взрослых, есть закалка и иммунитет, а молодежь легко сломать, жернова мельницы перемалывают ее очень быстро. Быть же православным - это уже большое искушение, поэтому ребятам, приходящим в Церковь, необходимы особое окормление и забота».

После этих слов я поняла, почему глаза этого человека не показались мне при первой встрече чужими. После долгих лет жизни за границей люди порой начинают говорить на родном языке с акцентом, а после принятия другой веры, после того, как меняется миропонимание, с акцентом «говорят» глаза. Глаза отца Иоанна приобрели русский акцент.

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.