В медицине не должно быть случайных людей…

Дата публикации:03.12.2014

В детстве она могла читать на церковно-славянском, в юности мечтала заниматься наукой – физикой или химией, даже поступала в политех на факультет сварки металлов, а, став детским стоматологом, свою профессию восприняла как искусство. Сегодня доктор медицинских наук, профессор Любовь Николаевна Горбатова – ректор старейшего архангельского вуза – Северного государственного медицинского университета.

Духовное начало

Корни ее рода - в старинных поселениях, расположенных в Плесецком и Холмогорском районах, которые древнее, чем Москва, и где появились на свет родители. Любовь Николаевна родилась в Архангельске, но в детстве много времени проводила в деревне под Емецком, у бабушки. «Она была поразительно способным человеком: с отличием окончила церковно-приходскую школу (свидетельство до сих пор хранится в нашем семейном архиве), писала каллиграфическим почерком и никогда не допускала ошибок. Именно бабушка научила меня читать на церковно-славянском языке - по Евангелию и Псалтири», - вспоминает Любовь Николаевна.

Ребенок, читающий на церковно-славянском, вызвал в советской городской школе, мягко говоря, недоумение. Родителей пригласили на «профилактическую» беседу и сообщили, что их дочка "говорит очень странно и читает своеобразные стихи». «В первом классе на одном из уроков учитель попросила прочесть стихи, и я прочла то, что бабушка учила в церковно-приходской школе, - с улыбкой говорит Любовь Николаевна. – Конечно, еще и деревенская жизнь с ее диалектом наложила отпечаток… Однажды дали задание рассказать, как я помогаю маме, и я рассказала: «Утром встала, пол подпахала, вехтем стол обтерла», – все в таком духе, полный набор деревенских слов. Потом наш педагог поинтересовалась, что же означает "подпахать" и что такое "вехоть"?».

Любовь Николаевна считает, что то духовное начало, которое заложила бабушка в детстве, осталось в ней навсегда.

Стоматология как искусство

Случайностей в жизни не бывает: все закономерно, - считает Любовь Николаевна. Ее мама была фельдшером, а мечтала стать врачом. Наверное, это желание передалось дочери, которая поначалу упорно хотела заниматься научно-исследовательской работой в области физики и химии. «Поступала в Ленинградский политехнический институт на факультет сварки и резки металлов, а желания стать врачом даже близко не было, - рассказывает Любовь Николаевна. - Не поступив в политех, училась заочно на подготовительных курсах и работала. А на следующий год отец сказал: «Никуда не поедешь». Он был очень строгим, настаивал, чтобы я подала документы в Архангельский лесотехнический институт. Но я ответила "нет" и поступила в медицинский».

Сейчас своим студентам Любовь Николаевна рассказывает, что детскую стоматологию не любила до такой степени, что иногда прогуливала лекции. Однако, поработав в Вологодской области на практике, на смешанных приемах - и детских, и взрослых - поняла, что лучше, чем работа с детьми, ничего нет: «Очень люблю свою профессию. Через мои руки прошли десятки, если не сотни тысяч пациентов. Сейчас, к сожалению, прием пришлось ограничить, и потому чувствую ностальгию по практике…

Дети покоряют своей непосредственностью, не умеют обманывать, а если и так, то это видно сразу. Они безобидные, их надо успокоить, приголубить. Какая же радость и счастье, когда ребенок перестает бояться и приходит к тебе лечиться с удовольствием!».

У ребят, которых когда-то лечила Любовь Николаевна, уже свои дети, и их приводят именно к ней. «Студенты не очень-то выбирают специальность детского стоматолога, поскольку работа тяжелая… Зато те, кто ее полюбит, останутся в ней навсегда, потому что дети завораживают и не отпускают, - убеждена Любовь Николаевна. - Каждое произнесенное тобою во время приема слово практически на вес золота. Если сказал что-то невпопад, значит, надо начинать все сначала...

Чтобы стать детским стоматологом, во-первых, нужны хорошие профессиональные знания, а во-вторых, важно научиться находить с маленьким пациентом контакт. Задаю своим студентам вопрос: «Кто такой Лунтик?», - молчат, и я рассказываю им историю. Как-то на практическом занятии студент осматривал малыша, который спросил: «Доктор, кто такой Лунтик, знаешь?». Студент не смог ответить, а ребенок сказал: «Какой ты врач, если не знаешь, кто такой Лунтик!». Вот насколько важно знать детский мир с разных сторон! Причем знать не только то, что интересует ребенка в двух-трехлетнем возрасте, но и то, в каком мире вращается молодой человек в 15, в 18 лет… На самом деле, работать с детьми – с одной стороны, счастье, с другой – большая ответственность, а с третьей – искусство».

Чтобы человеку было хорошо

Со своим супругом Любовь Николаевна познакомилась на первом курсе. Они учились в одной группе, а после окончания вуза в 1983 году отправились по распределению в вологодское село и четыре года отработали вдвоем в районной больнице - два стоматолога на всю округу. Потом снова Архангельск. «Клиническая ординатура на кафедре детской стоматологии, аспирантура, докторантура, должность заведующей кафедрой, проректора. В университете все не просто родное, это моя жизнь, - говорит Любовь Николаевна. - С 1987 года, когда поступила в ординатуру, училась и работала в вузе. Дочери тоже врачи-стоматологи. Мы с мужем очень много сил отдавали работе, и они, воспитанные в труде, на мой взгляд, прекрасно относятся к своей профессии, к людям, которых лечат. Работают на конечный результат – чтобы человеку было хорошо. Это самое главное».

Воспитание любви

В последние 20 лет изменения в высшем образовании во многом пошли не на пользу подготовке будущих врачей. Были сложными взаимоотношения между вузами и лечебными учреждениями. Однако, по словам Любови Николаевны, в Северном государственном медицинском университете эта связь не прерывалась: «Когда студент находится на практике в больнице, он видит страдания пациентов и чувствует ответственность своей профессии. Некоторые понимают, что не туда попали, и это тоже хорошо, потому что в медицине не должно быть случайных людей.

У нас ни одна клиническая кафедра не была полностью устранена с лечебной базы. Сейчас во многих больницах выделены дополнительные площади, улучшены условия обучения студентов. Мы очень благодарны Министерству здравоохранения Архангельской области, главным врачам, коллегам за понимание и помощь. Сегодня 30 лечебных учреждений являются клиническими базами СГМУ. Такое есть далеко не во всех регионах».

Любовь Николаевна уверена, что успехи вуза во многом основаны на профессиональной и увлеченной работе всего коллектива: «Наши выпускники востребованы по всей стране, словно горячие пирожки - нарасхват. Их приглашают на работу в Мурманск, Вологду, Сыктывкар, НАО, Калининград, Владимир, Южно-Сахалинск».

Традиции вуза имеют большое значение для воспитательной работы, поэтому так важно их сохранять, убеждена ректор. Особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию будущих врачей. «К счастью, у нас много преподавателей с большой буквы, которые служат примером для своих студентов. Работает общество православных врачей, есть аудитории, посвященные святым Луке Войно-Ясенецкому и Иоанну Кронштадтскому, идут занятия на курсах сестер милосердия, в школе материнской любви. Очень активно развивается волонтерское движение. Волонтеры, в том числе иностранные студенты, посещают детские дома, дома престарелых, отделение гематологии в Областной детской клинической больнице. Это дает студентам возможность видеть жизнь без прикрас - от рождения до кончины. Они должны понять, что прожить ее надо в любви и милосердии».

По наблюдениям Любови Николаевны, многие современные студенты отличаются от тех, кто учился в 1990-е, - они стали другими с точки зрения духовности. Вот хотя бы небольшой штрих: при анкетировании студентам предложили ответить на вопрос «Почему не едут работать в сельскую местность?», и никто в ответе на первое место не поставил размер оплаты труда. «Для студентов материальные ценности уже не являются первостепенным, и это очень важно. Если раньше определяющим фактором была заработная плата, то сейчас - отсутствие профессиональной изоляции. Воспитательная работа дает свои плоды. Мы пытаемся показать студентам самые разные стороны жизни, чтобы они понимали: врач должен быть личностью, должен нести здоровье и свет людям. Работая в селе, я видела, что учителя, врачи, инженеры – та элита, которая формировала костяк общества. Именно на них смотрело остальное население: как они себя ведут, как относятся к людям, друг к другу, причем не только в работе, но и в бытовой жизни. Это была большая ответственность.

Конечно, есть такое понятие, как «профессиональное выгорание», - нагрузки на врачей велики. Соглашусь и с мнением, что часть из них попросту не хочет расходовать душевные силы. Однако, когда ты много отдаешь, еще больше получаешь обратно. Осознание того, что ты помог человеку, придает силы.

С древних времен известно, что слово лечит иногда больше, чем лекарство. На самом деле, подготовить высококвалифицированного врача очень непросто, это не из железа болванку выточить. Однажды, еще в студенческие годы, один из моих учителей сказал, что хороший врач, в отличие от плохого, может дать прогноз на год, пять, десять лет и таким образом правильно организовать лечение. Здесь речь идет именно о профессионализме. Столь же важна и духовная составляющая. Я уверена, что одна из главных задач медицинского вуза – не просто подготовить высококвалифицированного специалиста, но и привить любовь к своей профессии, а это значит – к своим пациентам».

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.