Отец Димитрий Костюченко: Служение Богу – моя стихия

Дата публикации:16.12.2014
Каким был его путь в Православие, что этому способствовало, как ему помогает семья ежедневно совершать духовный подвиг? На эти и другие вопросы священнослужитель ответил во время одной из встреч. 

Сначала увлекла история 

– Отец Димитрий, вы служите в приморском селе, а родились тоже в нашем районе? 
– Нет, я родился и вырос в Северодвинске. Из детства запомнились 90-е годы, сложные в плане экономическом и политическом. Нашей семье даже пришлось на время переехать из Северодвинска в Холмогорский район, в местечко недалеко от Брин-Наволока. 
– О будущей профессии когда стали задумываться? 
– Когда я учился в шестом классе, к нам в школу пришел новый историк Святослав Викторович. Он уроки вел очень интересно, а начинались они с темы, касающейся Византии, затем католический Запад, Италия. Далее – Средневековье. Я с большим удовольствием шел к нему на занятия. Просто влюбился в историю. Конечно, педагог оказал большое влияние на мое отношение к предмету. И тогда я решил тоже стать учителем истории именно в сельской школе, такой, в какой учился с пятого по девятый класс. У меня просто появилась мечта. 
– И куда поступили? 
– На исторический факультет нашего Поморского госуниверситета. С первого курса мне запомнился преподаватель Владимир Ильич Шубин – доцент кафедры всеобщей истории. Он вел историю Древнего Востока. До его лекций я считал, что моя любимая тема – Средние века – эпоха мушкетеров, кардинала Ришелье. А после лекций Владимира Ильича Средние века как-то отошли на задний план. Самыми интересными стали Древний Восток и античность. В итоге я защитил диплом по специальности «Всеобщая история Древней Греции и Рима». – А потом, как и хотели, преподавали в сельской школе? – Да, и эта мечта осуществилась. Еще студентом очного отделения пятого курса истфака начал педагогическую деятельность. Методист нашего факультета предложил мне совмещать обучение в вузе и работу в школе в селе Рембуево, что в Холмогорском районе. 21 ноября 2005 года – мой первый рабочий день, это день Архангела Михаила. Год преподавал в Маймаксе. 

Религия – в генах 

– И все же вы стали священнослужителем. 
– Меня к этому привел только Господь. Еще в детстве я с удовольствием смотрел богослужения, которые транслировались из храма Христа Спасителя на Пасху и Рождество. Они меня всегда удивляли, очень нравились одежды священно- служителей, их головные уборы – митры епископов, которые я тогда считал коронами. Хотелось тоже когда-то надеть такую. А любовь к религии во мне была всегда. 
– Ее вам привили родители? 
– Нет. Душу дает Господь, а окружающий мир наполняет ее добром или злом. В каждой душе с рождения есть положительное начало, его важно не загубить. Что касается родителей, то они мое отношение к религии приняли не так позитивно, как бы мне хотелось. Мои родственники в храм не ходят, но они не отрицают выбор, сделанный мной, бытие церкви, Бога. Большинство наших соотечественников говорят, что Бог у них в душе, а в храм идут только по большим православным праздникам, например на Пасху. Мои близкие – невоцерковленные христиане. Только бабушка Елена, по линии мамы, авторитетный человек в нашей семье, говорила о том, что надо креститься. А церковь для меня с детства – воплощение чего-то необычного, старины, красоты. 
– Помните, когда первый раз пришли в храм? 
– Впервые в храме я побывал с мамой, когда мне было пять лет. Богослужение запомнилось очень. Как оказалось, это был Свято-Сретенский храм, в котором я теперь служу. 

Без наставника жить трудно 

– В каком возрасте вы приняли крещение? 
– Родители меня не крестили. Я об этом мечтал, но обряд все время откладывался. Когда мне исполнилось 18, решил, что стал самостоятельным, совершеннолетним, и по всем канонам я могу обратиться в храм. Но произошло это лишь в 19 лет. Крестился в Ильинском кафедральном соборе. Крестная мать Ольга, тоже студентка, после сессии уехала, и моим духовным воспитанием тогда заниматься стало некому. К батюшкам я подходить и задавать вопросы не отважился, они мне тогда казались небожителями. В общем, жил без наставника. 
– Трудно было выполнять требования, которые предъявляют к христианину? 
– Меня крестили 10 апреля, в Великий пост. От крестной я узнал про пост, но сначала сомневался, что смогу отказаться от многой пищи, в том числе от молочной. Но Ольга сказала: «Бог тебе поможет». Да и в моей семье не поверили, что у меня получится поститься. Но, к их удивлению, я сумел отказаться от того, что запрещено, и достойно выдержал очередной – Рождественский пост. Кстати, теперь он – мой любимый. Родственники, заметив, что у меня есть сила воли, стали относиться ко мне с большим уважением. 
– Кто же стал вашим духовником? 
– Крестная порекомендовала мне обратиться к отцу Евгению, настоятелю домового храма ПГУ. Он тогда читал публичные лекции, которые я посещал. Решил бывать у него на исповеди. Мне запало в душу то, что он говорил: «Я за вас буду отвечать перед Богом». Тогда у меня возник вопрос: «Почему он должен отвечать за мое нерадение, впрочем, как и моя крестная?». Во мне заговорила совесть. И на первую исповедь пришел к отцу Евгению Соколову. С храмом Иоанна Кронштадтского у меня связано многое. На его площадке я встретил свою будущую жену. В мае 2007-го мы с Ириной обручились, а в сентябре поженились, сейчас у нас трое детей. Там меня положили в сан дъякона, а затем и священника, там на Преображение я впервые вошел в алтарь, венчался, крестил дочь и сына. То есть Иоанн Кронштадтский играет большую роль в моей жизни. Кстати, отец Евгений мой духовник и поныне. 
– Отец Димитрий, вам запомнилась первая исповедь? 
– Отправиться на нее оказалось психологически непросто. Собирался пойти на годовщину крещения, готовился долго. Список оказался большим, всего проговорить не успел. Батюшка сделал мне внушение. После исповеди прочитал молитву. Потом, когда я взглянул на отца Евгения, увидел в его глазах, устремленных на меня, отеческую любовь, ту, о которой говорится в Евангелии. Тогда я окончательно решил, что буду ходить именно в этот храм. 

Православие – это радость 

– Когда вы решили посвятить себя Богу? 
– Сначала я стал практикующим христианином. Это – исполнение заповедей, посещение богослужений, соблюдение постов, исповедь, причастие, чтение священных текстов. Важно быть полноценным христианином, но такая планка очень высока. Примером для меня стал мой духовник отец Евгений. Он подготовил немало священнослужителей из студенческой среды, его школу прошли и будущие их жены, которым предстояло разделить судьбу своих мужей: быть православными христианками, поститься, иногда терпеть бытовые неудобства, переезжая с одного места на другое, не обогащаться, всегда находиться на виду у людей, постоянно общаться с ними. Он научил нас понимать, что быть в Православии очень радостно, хотя и трудно. Со временем я понял, что служение Богу – моя стихия. Мне ничего другого не надо. После ПГУ продолжил образование заочно. Учился в Москве в Свято-Тихоновском богословском университете. 

Ввели в храм Заостровья на Введение 

– Расскажите, где вы служили до того, как оказались в Заостровье. 
– Некоторое время совмещал педагогическую деятельность в одной из школ Северодвинска и служение в храме. Такое вполне допускается. Сначала служил с отцом Евгением в храме Иоанна Кронштадтского в ПГУ, затем в деревне Долматово Вельского района, а через год по распоряжению владыки Даниила снова оказался в храме Поморского университета. После службы в сельских приходах появился опыт, что очень важно для священнослужителя. Случилось так, что через некоторое время мне предложили стать настоятелем, наместником митрополита в храме святителя Николая – центральном приходе Северодвинска. Мне тогда было всего 26 лет. В феврале 2013-го по распоряжению владыки стал настоятелем храма Георгия Победоносца в Тойнокурье, так я начал трудиться в Приморском районе. Мое первое богослужение в нем прошло на Сретенье Господне. А через год в этот праздник я уже служил в Свято-Сретенском храме в Заостровье. Сюда меня назначили четвертого декабря 2013-го, как раз на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. То есть меня тоже ввели в храм. Так я стал здесь иереем, председателем приходского совета. 
– А в университете по-прежнему преподаете? 
– Этим я занимаюсь с 2009 года. Читаю лекции по истории Вселенской и Русской церкви. Они проходят в рамках начальных богословских курсов, которые организует епархия в стенах СГМУ для широкой аудитории. Они проходят каждую пятницу с 18 до 21 часа. 

Вера нужна как воздух

– Нужна ли вера современному человеку? 
– Вера – не только религиозное понятие, оно существует в любой плоскости. Когда заболевает ребенок, родители ведут его к врачу и верят, что тот его вылечит, в школе учащиеся верят тому, что говорит учитель, когда человек выбирает спутника жизни, он верит, что тот будет с ним всегда. А вера в Бога – самая высшая, главная. Она являет основную константу духовного направления человека. Еще Достоевский писал, что любой человек без Бога – дрянь. Сейчас много говорят о нравственности, но она везде разная, изменчива, в этом ее опасность. А вот духовное – постоянно, как и тысячи лет назад, ведь дух – это Бог. Вера объемлет и духовное, и нравственное. Нравственность без духовности – это красивый фасад. Представьте, вышел на сцену расфуфыренный артист, все этому рады, выступил, ушел со сцены и начал браниться, пить, курить, вести блудную жизнь. Нам хорошо известна жизнь подобных шоуменов. Вера заключается в доверии Богу. Поэтому религиозная вера человеку XXI века нужна как воздух. 
– Как вы считаете, год вашего служения в Заостровье удался? 
– Он оказался очень продуктивным. И мне, и моей семье куда-то уезжать отсюда совсем не хочется. Более того, мы сейчас просто уже не мыслим жизни без этого села. Весь прошедший год можно назвать одним словом – «радость», радость от общения с местными жителями, радость от службы в знаменитейшем храме, радость духовная.

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.