О подвиге, преданности, мужестве

Дата публикации:23.04.2014

В Мезенском историко-краеведческом музее работает выставка "Претерпевшие до конца". Эта выставка - проект музея памяти христианских новомучеников и исповедников, который в скором времени откроется в Архан­гельске.

Музей станет памятником всем со­сланным на Русский Север, расстрелян­ным заключенным, а также храмам, кото­рые были уничтожены в советское время. Музей будет открыт в здании бывшей 38-й школы Архангельска. Работают над созда­нием музея несколько энтузиастов. После исследования темы историки-краеведы обнаружили, что этот трагический период истории Севера мало изучен, и было при­нято решение в музейных экспозициях от­разить ход истории и эпоху политических репрессий в целом.

Да, вот так получается: музей ещё не открыт, а он уже работает. И передвиж­ная выставка, "отработав" в городе Архан­гельске, приехала к нам. Мезень стала пер­вым пунктом на маршруте этой выставки по районам нашей области.

9 февраля, когда православной цер­ковью праздновался Собор новомучеников и исповедников российских, краевед­ческий музей пригласил горожан на откры­тие выставки "Претерпевшие до конца". Данное мероприятие собрало небольшой круг людей, постоянно посещающих му­зейные мероприятия. Это и неплохо: всё-таки тема очень и очень непростая, и в обширной аудитории она воспринимает­ся хуже. К тому же ровно за месяц до это­го, в январе, была открыта весьма похо­жая выставка в районной библиотеке -тоже приехавшая из Архангельска, органи­зованная с помощью Добролюбовской биб­лиотеки.

Выставка "Претерпевшие до кон­ца" состоит из 23 стендов, на которых размещены старинные и современные фотографии, фотокопии документов, дана хронология событий или жизни священ­нослужителей, мужественно и до конца дней своих отстаивавших православную веру. Материал очень обширный: Соло­вецкий лагерь особого назначения, Хол­могорский и Пертоминский лагеря, не­сколько менее подробно - другие лаге­ря, имевшие место быть на территории Архангельской области, ссыльный город Архангельск, северные монастыри, ар­хангельские владыки - мученики за веру, жизнь архиепископа Иллариона, новые российские мученики, дед нынешнего Патриарха Кирилла Василий Гундяев и прочее, прочее.

На выставке есть и мезенские до­кументы. Хотелось бы остановиться на них и обстоятельствах, с ними связанных, под­робнее.

В 1928-29 годах появилась новая ка­тегория граждан - "лишенцы". Избиратель­ных прав лишались все священники, мона­хини и монахи, лица, служившие до рево­люции в полиции и на государственной службе, воевавшие в белой армии, торгов­цы, да и просто крепкие хозяева. Решение о лишении прав принимал сельский сход или волисполком, утверждала его комиссия райисполкома. Именно такое решение Ме­зенской комиссии о судьбе Василия Маслова, старосты старообрядческой общины деревни Сёмжа, и помещено на одном из выставочных стендов.

Интересная коллизия сложилась в Сёмже в конце двадцатых годов: сын одного церковного старосты взял в жёны дочь другого. Сын старосты Никольской церк­ви Евлампия Евлампиевича Маслова по­сватался к дочери старосты староробрядцев Василия Маслова. Дети заклятых вра­гов решили пожениться, такие "Капулетти" и "Монтекки" на наш северный лад. Есте ственно, среди старообрядцев много было возмущения таким поступком молодых, и прихожане Никольской церкви тоже их осуждали. Но печальной стала не их исто­рия, а судьба родителей.

В 1931-м году обоих сватов раску­лачили, а на следующий год арестовали за "контрреволюционную агитацию". Евлампия Евлампиевича через пять месяцев выпустили, и до 37-го года он жил дома, работая в колхозе. 26 сентября 1937 года - второй арест как "активного церковника". 10 лет лагерей. По семей­ной легенде, Евлампий Евлампиевич по­гиб в "Кулойлаге" на реконструкции шлю­зов, соединяющих реки Пинегу и Кулой. Где и как погиб Василий Семёнович - све­дений не сохранилось.

На стенде можно увидеть тюрем­ную фотографию Василия Семёновича Маслова, копию документа о раскулачивании - протокол Сёмженского сельсовета, фо­тографию останков Никольской церкви в Сёмже.

Чтобы во время обзорной экскурсии в день открытия выставки обойти все стен­ды (при этом лишь на некоторых из них остановившись подробнее и глубже), потре­бовалось больше часа! Непросто было и экскурсоводу, и слушателям. Но, несмот­ря на это, нельзя было пожаловаться на внимание аудитории. Эта страшная и тя­жёлая тема, независимо от того, что в наши дни ей немало всего посвящается: и публикаций, и выставок, и кинофильмов - не изживает себя, находит отклик в умах и сердцах людей.

Ещё около сорока минут ушло на сообщение о репрессиях за веру в Мезени. И оно тоже было воспринято с внимани­ем, пониманием и интересом. Без сомне­ния, гостям музея потребовалась некото­рое умственное и душевное напряжение, но такой труд - во благо.

Экспозиция дополнена предметами из фондов Мезенского музея: представлены книги из библиотеки и предметы домаш­него обихода священника В.Шилова, цер­ковные книги и утварь. Это немногочислен­ные сохранившиеся вещественные памят­ники, связанные с историей церкви в нашем районе. Предметный ряд непосред­ственно к репрессиям отношения не име­ет, но, на наш взгляд, придаёт выставке светлый и добрый нюанс. В годы гонений старинные книги, предметы церковной ут­вари были бережно сохранены кем-то, не­смотря на грозившее за их хранение нака­зание, в надежде на возвращение к вере, возрождение церкви. Ведь в нашем райо­не с 30-х гг. не работал ни один храм.

Выставка, напомню, передвижная, будет у нас работать до конца зимы. В дальнейшем появится стенд, рассказыва­ющий о пострадавших за веру в Мезенском районе. Здесь будет информация и об Анне Александровне Крупцовой из Кимжи, и о протоиерее Василии (Гольчикове), и ещё обо многих мучениках за веру.

Добавлю также, что на открытии вы­ставки гостям был показан видеосюжет Николая Окулова "Время собирать камни" - о восстановлении церкви в Погорельце, установке колоколов на колокольне Бого­явленского собора в Мезени, об установ­ке крестов в населённых пунктах нашего района.

Выставка "Претерпевшие до конца" не исчерпывает тему стойкости и мужества северян в борьбе за свою веру. Она лишь обозначает, обрисовывает её общий контур. Цель выставки - не об ужасах рас­сказывать, а показать подвиг людей, пре­данных православию. А главная сверхза­дача в том, что эта экспозиция должна служить возрождению православной веры в душах человеческих. Так же, как возвра­щается сейчас к жизни множество заброшенных церквей и соборов, так же, как вновь входят в нашу жизнь хорошие тра­диции прошлого.

Мария Нифанина, сотрудник Мезенского музея

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.