Как научиться любить?

Дата публикации:27.01.2015

Почему сейчас так мало любви? Ответ на этот вопрос кроется в пророческих словах Христа о последних временах: «и по причине беззаконий во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). Об утрате современным человеком главной христианской добродетели рассуждает руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Набор грехов для дряхлой души

Душа дана нам Творцом для того, чтобы развиваясь в рамках духовных законов, она училась любить Бога, ближнего, себя. Если человек не идет в школу, не развивает свой интеллект, он не сможет решать какие-то сложные задачи. Если человек не садится за рояль и не тренирует свои пальцы, он не сможет играть сложные произведения. Если человек не занимается аскезой – не делает духовных упражнений – его душа не развивается. На исповеди очень часто можно услышать один и тот же набор грехов: пропуск молитвенных правил, нарушение поста, осуждение…

И это переходит из исповеди в исповедь. И хочется спросить: «а в чем дело?» Почему нельзя себя взять в руки, регулярно вставать на десять минут раньше и хоть немножко, пускай с какими-то малыми сокращениями, вычитать правило?

И выясняется: это какая-то дряхлость души. Она слаба и не имеет сил.

Болезнь теплохладности

Одна из главных проблем современного человека, о которой Христос предупреждает в Апокалипсисе – это болезнь теплохладности. Скажем так, «спокойное», равнодушное отношение к своему духовному состоянию.

С одной воцерковленной женщиной мы не виделись больше пяти лет. Потом она приехала в Архангельск и попросилась ко мне на исповедь. После я сказал ей: «К сожалению, я должен констатировать, что спустя пять лет у вас тот же самый букет грехов, что был раньше». В ответ была поразительная реакция: «Правда? А я об этом не задумывалась».

Мы заботимся о своем теле: если начинаем часто болеть, как-то пытаемся здоровье укрепить, провести профилактику. А в отношении духовного здоровья получается: что есть – то есть, мне все равно. Я вроде в церковь хожу, исповедуюсь, причащаюсь, что еще от меня надо?

Образно говоря – и пять, и десять лет подряд у нас все те же «дваждыдвачетыре». Через два года это прекрасно, но через десять лет? А что ты тогда в церкви–то столько времени делал? Мы равнодушны к своему духовному состоянию, и у нас просто не хватает сил подняться на более высокий уровень.

Отойди, Господи...

Часто возрастанию в любви мешает нежелание прощать. Но мы почти никогда не задаемся вопросом, почему люди плохо поступают по отношению к нам? Когда я служил в зоне, я как-то спросил одного матерого заключенного, зачем тот обокрал сельский магазин:

- Саша, ну что можно было взять в том магазине, если у тебя в дипломате был миллион долларов наличными. Зачем ты это сделал?

- Батюшка, вы не поймете.

- А я постараюсь.

- Ну тогда слушайте: Вопрос был не в магазине, а в том, чтобы всей деревне показать, что они дураки по сравнению со мной… Мы же воруем у слабаков, у тех, кого презираем.

Когда мне было три года, меня мать ногой выпнула из дома со словами: «Сашка, иди, воруй картошку на огородах, иначе сдохнем с голода». И вот я как в 3 года начал воровать … как этот огонь во мне разгорелся, так он и горит.

И я понял, что спрос с меня и Сашки у Господа будет разным.

Вы не знаете, почему человек грешит, вы не знаете его душу, как же вы можете его судить? Не надо на себя все примерять. Возможно, у этого человека было другое детство, другие родители, другое воспитание, чем у вас. Значит, вам повезло в жизни – родители вас учили большей духовности, а он был другим.

А когда мы говорим: «Нет, мы не можем простить», то получается: «Отойди, Господи, Ты неправильно решаешь, не вовремя, не так сильно наказываешь. Мы лучше знаем, как надо». Это вызов Богу, хула на Него.

Решимости не хватает

Если тебе предстоит остаток своих дней провести во Франции, ты будешь учить французский язык; чем слабее ты будешь его знать, тем тяжелее тебе потом придется. Если ты собираешься жить на Крайнем Севере, тебе нужно привыкать к холоду. Если в пустыне – к жаре и жажде. Надо тренировать организм, иначе просто невыносимо будет жить.

Если мы понимаем, что всем нам обеспечен переход в духовный мир, если телесного не будет, останется только духовное, то надо учиться главному – умению любить. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), а мы остываем в любви даже к себе самим.

Почему раньше христиане были крепче духовно? Здесь надо вспомнить еще одно пророчество Христа о последних временах: соблазны должны прийти в мир (см. (Мф.18:7). Такого фронтального, мощного напора соблазнов человечество еще не знало. Они бьют по нам каждый день со всех сторон, и зло становится все более изощренным и рядится в «благородные» формы. Все это обрушивается на человека, а сил и любви – не хватает. Или, как говорил преподобный Серафим Саровский, решимости не хватает.

А надо сказать: нет, я буду! Я буду без пропусков читать правило, я буду пытаться все глубже изучать Священное Писание, делать духовные упражнения: класть поклоны, читать Иисусову молитву, больше молчать. Буду чаще причащаться.

Бога невозможно не любить

Если человек не ставит перед собой такой цели – научиться любить Бога, ближнего, себя – это страшно. Нельзя служить Богу, не любя Его. На цыпочках долго не простоишь.

Молодой человек, любящий девушку, готов на любые тяготы: и мороз, и ожидание свидания, готов какие-то подарки дорогие дарить. И юноша даже не думает, что чем-то жертвует. Он же любит! Но как научиться любить Бога? Мы Его не видим, не слышим, и внутренний мир Бога от нас сокрыт.

Я как-то видел одну семью. Родители были глухонемые. Дети – я не знаю, родные или приемные – мальчик и девочка 8 и 10 лет, говорили и слышали. И вот, я видел, как дети боготворят родителей, смотрят на них влюбленными глазами. Я спросил девочку:

- Леночка, ты очень любишь родителей?

- Очень!

- А почему?

- Никто нас в мире так не любит, как наши папа и мама.

Эти дети отвечали на любовь. А Бога невозможно не любить за сотворенный Им прекрасный мир, за дар жизни, который мы от Него получили. И если мы будем любить Бога, тогда служить и возрастать для Него, по крайней мере, будем не в такой скорби, а более-менее легко.

Записала Анна Эмке

mirnyi.prihod.ru 

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.