Отвечая Богу на Его дары…

Дата публикации:28.01.2015

Если мы развиваем таланты во благо, жизнью отвечая Богу на Его дары, все созданное нами не будет потеряно на земле. В свое время оно обретет, возможно, новый смысл для людей, что придут позже. Именно об этом история семьи архангелогородки, прихожанки Ильинского собора Нины Борисовны Катиновой.

«Однажды, беседуя в келье Сийского монастыря с Любовью Анатольевной Горбуновой, я рассказала, что часто езжу трудиться в Горненскую обитель в Иерусалиме. Поделилась мыслями о том, что, наверное, моя родня на небесах и, в первую очередь, прадед молятся, чтобы я побывала в святых местах. Ведь ему в свое время этого сделать не удалось... Собеседница заинтересовалась: и кто же родня? Я ответила: иконописцы Катиновы».

В беседе выяснилось, что судьбой и наследием этой династии занимается завотделом Древнерусского искусства архангельского музея Изобразительных искусств, доктор искусствоведения Татьяна Михайловна Кольцова. При встрече, которая вскоре состоялась, они помогли друг другу восстановить цельную историю Катиновых: и творческую, и семейную.

Прадед Нины Борисовны по отцовской линии иконописец Дмитрий Капитонович Катинов приехал в Архангельск из Вологодской губернии. Перебрался сюда затем, чтобы обеспечить семерых детей - на старом месте возможности заработать не было. Здесь в 1876 году он открыл иконописную мастерскую.

«Свое родство терять нельзя, - говорит Нина Борисовна, раскладывая отменного качества фотографии более чем вековой давности. - Сейчас жалею об одном: мало спрашивала старших о семье, но и они молчали, тогда подобные разговоры были опасны. Бабушка, Анна Семеновна, конечно, не за себя боялась, а за нас.

Я обнаружила эти фотографии еще девочкой, учась в школе. Разбирала вещи в буфете и увидела тщательно упакованный сверток. Развернув его, поинтересовалась у бабушки, кто же на снимках, и предложила подписать имена. Тогда она запротестовала. Попытки делались несколько раз, и в один прекрасный день Анна Семеновна дала согласие… Потом, уже будучи взрослой, я забрала семейный архив. Подумать только, сейчас, после стольких лет, имя прадеда вновь на устах. Он трудился с любовью, и то, что делал, что написал, не предано забвенью».

Двум сыновьям в семье Катиновых – Ивану и Константину – передался художественный талант отца. Константин, уехав учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую Академию художеств, рано ушел из жизни. Семейное дело продолжил Иван, родившийся в том же 1876 году.

Его иконописное творчество, по словам Татьяны Михайловны Кольцовой, вызывает интерес у современных исследователей. «В большой семье дети, как правило, наследовали ремесло родителей. Хочется сказать, что иконописание – не только творчество, но, с другой стороны, это также и ремесло, которое давало возможность прокормить семью. Отец и сын Катиновы были членами Архангельской ремесленной управы. Причем отнюдь не каждый мог поступить туда и получить разрешение на заказы. Для этого надо было обязательно иметь работы определенного уровня, подавать их архиерею или должностным лицам Архангельской епархии, чтобы они оценили уровень мастерства художника».

Иван Дмитриевич много работал, причем не только для города и архангельской глубинки, но и для отдаленных арктических приходов, что было редкостью в те времена. «Он делал заказы для Тельвиски, для Колгуева, - поясняет Татьяна Михайловна. – Выполнял чертежи иконостасов; иконы писал не всегда на деревянных досках, но и иногда на холстах. Для миссионеров, которые отправлялись в ненецкую тундру, он выполнял походные иконостасы. Фрагмент одного иконостаса сохранился в Ненецком окружном краеведческом музее в Нарьян-Маре. Вполне вероятно, что это работа Ивана Катинова».

Мастер написал иконостас для церкви при трапезной в Веркольском монастыре по просьбе святого праведного Иоанна Кронштадтского. К сожалению, эти образы не сохранились.

«Спектр работ Катинова колоссален. Причем первые иконы были сделаны для храма архиерейского дома в Архангельске, их Катинов завершил в 1903 году. Можно считать, что это был старт для его творчества. Но где же учился Иван Дмитриевич? В Архангельске было техническое училище, при котором действовали чертежные и рисовальные курсы. Иван Дмитриевич окончил эту рисовальную школу, но основы иконописного и иконостасного мастерства получил «с руки», то есть от отца - такая практика на Севере существовала, начиная с 16 века. Известно, что в иконописных семьях дети начинали работать с 11-12 лет, и многие к 18 годам становились маститыми мастерами. Скорее всего, Иван Дмитриевич работал с отцом с малолетства, и, тем не менее, когда появилась возможность поучиться, от рисовальной школы он не отказался».

Поскольку Катинов был известным мастером, сведения о нем можно встретить в газетах и журналах того времени. В «Архангельских епархиальных ведомостях» за 1906 год сохранилась следующая запись: «Художественная иконописная и живописная мастерская Ивана Дмитриевича Катинова в Архангельске (улица Поморская, дом Ширикова) принимает заказы на устройство новых и реставрацию старых иконостасов, а также на живописные работы по написанию новых и реставрации древних икон и стенной живописи. Цены самые умеренные, работы добросовестныя и искусныя. Для бедных приходов делается отсрочка в оплате денег. Мастерскою между прочим изготовлены иконостасы по личному заказу Его Преосвященства Иоанникия, епископа Архангельского и Холмогорского и протоиерея Кронштадтского собора отца Иоанна Ильича Сергиева. Некоторые работы мастерской были освидетельствованы и одобрены Архангельскою Духовною консисториею». Среди них иконостасы Духовного училища и Никольской церкви в Архангельске.

В архангельском музее изобразительных искусств сохранилась лишь одна подписная работа отца Ивана, Дмитрия Капитоновича Катинова. По каким же причинам труды иконописца были утрачены? Музеи только сейчас начинают собирать иконы ХХ века. В архангельских коллекциях в основном преобладают произведения ХVI-ХVIII веков. К тому же многие иконы были уничтожены, когда разрушались и закрывались церкви. Посему памятников, связанных с Иваном Катиновым, тоже не сохранилось. Остались чертежи иконостасов, которые хранятся в Государственном архиве Архангельской области. Возможно, он работал над росписями каменного храма села Заостровье, в Никольской церкви Архангельска. Документов о его творчестве можно найти достаточно много.

По мнению ученых, творчество Ивана Катинова имеет существенное значение для иконописного искусства Севера. Исследователи сравнивают его с другой выдающейся фигурой – Дмитрием Дмитриевичем Терентьевым, который тоже держал свою иконостасную мастерскую в Архангельске.

«Это две ключевые фигуры для епархии, которыми гордились, - подчеркивает Татьяна Михайловна Кольцова. - В основе их работ - хороший академический рисунок, знание пропорций и традиций Древней Руси. Возможно, не всех такое устраивало, но этого требовало время. В таком духе писали знаменитые русские художники Михаил Васильевич Нестеров, Василий Васильевич Верещагин. Дмитрий Дмитриевич Терентьев и Иван Дмитриевич Катинов были в начале ХХ века особо уважаемы на Севере, а их работы характеризовали как произведения, похожие на византийскую живопись».

Сейчас творчество этих талантливых мастеров составляет часть «золотой копилки» в культуре Архангельского Севера и церковного искусства в целом.

Нина Борисовна складывает старые снимки. От них исходит тепло, навевает мысли о людях, которые послужили своим творческим даром на благо других и наследие которых ныне принадлежит вечному времени.

Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»