Афон - словно другая планета

Дата публикации:28.01.2015

Ранее утро. Темно. Cтарец сидит на низенькой скамеечке. Ты становишься рядом с ним на колени и рассказываешь о своих грехах. Старец их отпускает, а потом ты смотришь на него и понимаешь, что такое любовь, словно в притче о блудном сыне. Видишь, что человек тебя любит. Ощущение такое, словно через десятки лет пришел к отцу или матери и рассказываешь им о своих горестях. Они успокаивают или просто молчат, и ты понимаешь, что тебя любят. Пожалуй, это самое главное воспоминание, оставшееся после поездки на Афон.

Дорога на Святую Гору

Из Москвы мы прилетели в Салоники, оттуда переехали в Уранополис, небольшой курортный городок на берегу Эгейского моря. Там есть представительство Афона, и можно получить диамонитирион - документ, разрешающий временное проживание на Святой Горе. Его готовят заранее, это своего рода виза. В день выдается всего 120 таких разрешений. Афон - монашеское государство, им управляют представители 20 обителей. Все они должны поставить на документе часть печати, состоящей из 20 секторов. Бывает два вида диамонитирионов: общий и на посещение конкретной обители. Но каким бы ни было разрешение, жить в каждом монастыре можно не более одного дня.

Административно Афон подчиняется министерству внутренних дел Греции, а духовно - Константинопольскому Патриарху. С суши на полуостров не попасть. Поездка до Дафни - самый крупный порт на Афоне - занимает примерно два часа. Из Дафни паломники обычно едут в столицу Афона – Карею. Оттуда до любого монастыря можно добраться на машине или пешком. Карея - небольшой древний городок, в нем есть больница, почта, скорая помощь, полиция, пожарная часть и храм, где находится икона Богоматери «Достойно есть», а вот роддома и школы нет. Исключение - Андреевский скит, там открыта небольшая гимназия для греческих мальчиков.

Мы решили из Кареи поехать в Великую Лавру, обитель находится на другом конце острова около горы Афон. Это большой греческий монастырь, русских монахов там нет. Главная святыня Великой Лавры - чудотворная икона Богоматери «Экономисса».

День паломника

Переступая порог монастыря, первым делом принято идти в архондарик[1], где угощают лукумом, кофе, ракы[2], дают стакан холодной воды. Там же можно отдохнуть, заполнить документы и получить ключи от кельи.

Всенощное бдение в монастыре начинается в 16.00 и длится 5 часов. Время на Афоне византийское (солнечное), в каждом монастыре оно разное - зависит от восхода солнца, разница примерно 20-30 минут. Службу совершают на греческом языке при свечах. Интересно, что те молитвы, которые у нас поются соборно, там произносит один человек, в некоторых обителях их прочитывают гости. Так получалось, что в каких-то монастырях эти молитвы звучали на английском языке, в других - на немецком. Богослужение отличается разве лишь тем, что больше поют, чем читают. В Ксенофонтовом монастыре всю службу пел наместник, которому около 80 лет, и он пел ее один.

Когда молишься на службе, словно находишься на небесах: ведь ты в гостях у Божией Матери. Она Игуменья всего Афона. В каждом храме стоит кресло с игуменским жезлом, монахи и послушники ежедневно подходят к нему и просят благословения у Богородицы. Она незримо присутствует в каждом храме на службе.

На Афоне ты не думаешь, что будешь делать завтра или через пять минут. Все происходит так, как хочет Божия Матерь. Что-то загадывать абсолютно бесполезно. Вы в гостях у Богородицы, и Она позаботится о каждом. Этот принцип отражается и на жизни обителей. Например, в Великой Лавре рассказывают: некогда в монастыре был голод, и монахи ушли из обители, последним отправился в путь старец Афанасий. По дороге ему явилась Богоматерь, которая сказала, что с этого момента станет экономиссой монастыря. Вернувшись, святой нашел все кладовые полными. С тех пор запасы обители никогда не оскудевали.

После вечерней службы в монастыре начинается трапеза, которую благословляет наместник. В это время кто-то читает духовные поучения или жития святых. В благодарность за труд чтецу дают стакан воды и корку хлеба. После трапезы наместник стоит у выхода склонившись, благословляет всех, благодарит за то, что присутствовали на ужине и просит прощения, если что-то было не так.

Потом в храм выносят мощи и другие святыни, которые есть в обители. В каждом монастыре их очень много, даже трудно запомнить, но после поклонения им остается чувство благодати и ощущение, что твоя просьба, обращенная к Богоматери и святым, исполнится.

На утреннюю службу, она начинается в 4 утра, будят билом[3]. Греки причащаются без исповеди, русские исповедуются или подходят к Чаше по благословению священника. Мне сказали, что достаточно исповедаться один раз и, если на сердце у тебя все спокойно, можно причащаться каждый день.

После завтрака паломники отправляются в другой монастырь. Если приходишь в обитель поздно, то, как правило, в ночлеге не отказывают. Если же есть время дойти до ближайшего монастыря, то могут извиниться и сказать, что сегодня переночевать негде.

За 8 дней мне удалось побывать в 7 монастырях, а также в Андреевском скиту. Одно время он был русским, сейчас принадлежит монастырю Ватопед. Храм, расположенный на территории скита, очень похож на Троицкий собор Александро-Невской лавры. Кажется, что находишься в Питере, сейчас выйдешь из церкви, сядешь на трамвайчик или метро и поедешь дальше по своим делам.

Возвращение в мир

Когда уезжаешь со Святой Горы, чувствуешь одновременно и грусть, и радость. Грусть оттого, что покидаешь владения Божией Матери. Радостно, потому что обрел душевный мир и можешь привнести его в свою семью.

Находясь на Афоне, в какой-то момент понимаешь, что время остановилось, его будто нет: все слилось в единое богослужение. Дома не знаешь, где взять силы на такую длинную молитву. Однако, когда оказываешься в таком режиме, ни спать, ни есть не хочется, все переносится легко. Нет никаких мыслей о мире, никаких забот, как будто мира вокруг вообще нет. Афон - словно другая планета.

Встречи

На Святой Горе встречаешь разных людей, многие там не впервые. Например, я встретился с паломником, который приехал на Афон на свой день рождения, всего на несколько дней, чтоб помолиться и поблагодарить за все, что ему досталось в жизни, за все, что случилось.

Там знакомишься с людьми со всего мира: поляки, бельгийцы, австрийцы, немцы, румыны, французы, американцы. Уезжая, на причале я разговорился с немцем-католиком, который сказал: «Вы, православные, такие счастливые». Он был в духовном восторге от Афона и Православной веры.

Многие приезжают на полуостров из любопытства, однако, если человек побывал на Афоне один раз, думаю, его потянет туда вновь. Увидевший чудеса, не может не поменяться. Естественно, постепенно мир берет свое, поэтому многие возвращаются сюда вновь для «духовной зарядки».

Благодать, которую ощущаешь на Святой Горе, трудно описать. Могу лишь сказать, что там отчетливо понимаешь: как бы мы ни стремились к какой-то цели, мы достигнем ее только в том случае, если это полезно для нас.

Александр Андреев



[1] Приемная комната для гостей в православном монастыре.

[2] Крепкий турецкий алкогольный напиток, получаемый путем дистилляции виноградного вина, настоянного на анисе или анисовом корне.

[3] Древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.