Святой из Суры

Дата публикации:02.03.2015

В Государственном архиве Архангельской области хранится дело «Об отправлении в Санкт-Петербургскую Духовную Академию студента Архангельской семинарии Ивана Сергиева». В нем содержатся сведения и документы, раскрывающие один очень важный период в жизни Иоанна Кронштадтского.
В правление Архангельской семинарии поступило письмо из духовно- учебного управления при Святейшем Синоде от 03 июля 1851 года за №312, которое гласило о том, что по случаю окончания в текущем году Х1Х учебного курса в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в состав нижнего отделения определено Святейшим Синодом истребовать из Архангельской Семинарии одного воспитанника. Святейший Синод поставил условие, что воспитанник, направленный в Академию, должен быть самым благонадежным как по способностям и успехам в науках, так и по поведению.

Кандидатом в Духовную Академию был выбран Иван Сергиев.

В архивном деле имеется копия аттестата № 326:

«Объявитель сего Архангельской Духовной Семинарии воспитанник первого разряда Иван Сергиев Архангельской Епархии, Пинежского уезда, Сурского прихода, дьячка Ильи Сергиева сын, 22 лет, поступил в Семинарию в 1845 году, обучался в ней при способностях хороших, прилежании очень ревностном и поведении очень хорошем наукам:

Богословию Догматическому; Нравственному; Обличительному; Пастырскому; Гомилетике (очень хорошо);

Чтению и изъяснению Священного Писания (очень хорошо);

Священной Герметике (очень хорошо);

Истории Всеобщей, Российской Церковной, Российской Гражданской, Церковно-Библейской, Церковно-Новозаветной (очень хорошо);

Учению Церковных Древностей и Обрядословию (очень хорошо);

Каноническому Праву (весьма хорошо);

Патристике (весьма хорошо);

Логике и Психологии (весьма хорошо);

Риторике и Пиитике (весьма хорошо);

Алгебре, Геометрии и Пасхалии (очень хорошо);

Физике (хорошо);

Естественной Истории и Сельскому Хозяйству очень хорошо);

Учению и Богослужебных книгах (очень хорошо);

Катихизическому учению ( очень хорошо);

Народной Медицине (очень хорошо);

Языкам: Латинскому, Греческому, Еврейскому, Французскому (очень хорошо);

6 Апреля 1851 года преосвященнийшим Варлаамом Епископом Арх. и Холмогорским посвящен в стихарь. По окончании Семинарского курса из Семинарии уволен в Епархиальное ведомство.

В удостоверении чего и дан ему Сергиеву сей Аттестат от Правления Архангельской Духовной Семинарии июля 20 дня 1851 года».

Подлинные подписи Членов Правления Архангельской Духовной Семинарии:

Ректор Архимандрит Василий,

Инспектор Архимандрит Илларион,

Эконом А.Соболев,

Секретарь Л.Корытов.

Будущий студент Духовной Академии был осмотрен семинарским врачом Страшным, который в заключении написал, что Иван Сергиев «совершенно здоров и имел натуральную оспу».

Семинарским Правлением в срочном порядке запрашивается выписка из метрической книги и крещении Ивана Сергиева.

Для экипирования, отправляемого в Санкт-Петербургскую Академию. дополнительно были куплены следующие вещи:

1. у сапожника Созона Пряснухина – пара выростковых полусапогов за 2 руб.50 коп.;

2. в магазине купца Торопова – подтяжки за 1 руб.;

3. 3.в магазине Красильникова саножероновая шелковая косынка за 1 руб 50 коп.

Ивану Сергиеву была выдана подорожная Архангельск – С. Петербург № 219, за подписью Архангельского военного Губернатора Вице Адмирала Боиля, обязывающая на почтовых станциях менять пару лошадей, давать проводника без взимания платы.

Сергиев выехал из Архангельска 28 июля 1851 года. У него, как и у М.Ломоносова в багаже было две книги: «Греческая Энциклопедия» и « Грамота Царская и Грамота Вселенских Патриархов об учреждении Святейшего Всероссийского Синода, с изложением православного исповедания Восточной Кафоличесской Церкви», которыми Иван Сергиев был награжден за хорошую учебу в Семинарии.

О чем думал молодой человек в возрасте 21 года, покидая Север, стоит только догадываться... Он не богат, не известен. В душе у него только любовь к Богу, родителям, а также огромное желание увидеть родную Пинегу вновь.

Шло время. Возможность посетить родные края у Иоанна Кронштадского (Ивана Сергиева) появилась только в 1888году, т.е через 37 лет. Далее Всероссийский пастырь посещал свою Родину – с. Сура ежегодно, вплоть до 1907 года.

В. Карьялайнен, краевед

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.