Возвращение святыни из Свято-Троицкого собора

Дата публикации:08.04.2015

В Архангельске впервые показали икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» из разрушенного в советское время Свято-Троицкого кафедрального собора. Образ XVII века находился на реставрации семь лет. Вновь обретенную святыню архангелогородцам представили доктора искусствоведения вологодский реставратор Александр Рыбаков и заведующая отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил поблагодарил мастеров и научных сотрудников, вернувших прежний облик древнему образу. По словам архипастыря, это настоящий подарок северянам.

«Мы видим поистине прекрасный образ. Он открывает верующей душе глубины Божия мира и милосердия. Хочется долго стоять и молится у такой иконы. У человека, который не живет духовной жизнью, не получится написать лик. Он не сможет передать взгляд Самого Господа. Сейчас перед нами образ, который отражает духовное богатство наших предков. Именно Православие, христианская вера питали и обогащали русскую культуру, делая ее великой. Это источник, откуда они черпали силы и вдохновение для своей жизни, источник, от которого мы не должны отступать, чтобы не потерять себя», — сказал митрополит Даниил.

Доктор искусствоведения Татьяна Кольцова сообщила, что и в дальнейшем музей планирует реставрировать и показывать горожанам иконы из своих фондов. Исследователь отметила, что в этом году завершилась реставрация иконы «Чудо Михаила Архангела в Хонех» из городской Архангельской церкви, что располагалась рядом со Свято-Троицким собором и была разрушена вместе с ним.

«Работникам Северного краевого музея удалось спасти лишь единичные памятники иконописи. Работать в музеях в 1920-30-е годы и пытаться сохранить наследие, связанное с церковным искусством, было так же опасно, как и служить в церкви. Многие из наших предшественников были заключены в лагеря и погибли. Власть стремилась уничтожить святыни, и поэтому иконы, поступавшие в музеи, намеренно скрывались. Так утрачивалась информация об их происхождении. Так что сегодня мы ставим задачей не только отреставрировать образ, но и проследить его прошлое», — подчеркнула Татьяна Кольцова.

О реставрации и истории иконы «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» рассказал специалист вологодского филиала Научно-реставрационного центра им. Э. И. Грабаря Александр Рыбаков. По его словам, образ был сильно затемнен, зато на нем значилось имя мастера— Лазарь Климов Ершев. Также исследователи установили зашифрованное имя благотворителя, который заказал написание иконы. Им оказался вологодский купец Николай Иванов Бовыкин. Он имел торговые связи с Архангельском, и, чтобы зарекомендовать себя перед местными купцами, пожертвовал икону в Свято-Троицкий собор. Образ поместили в нижний ряд иконостаса Богоявленского придела, где он находился 150 лет: пережил пожар 1793 года, уцелел при разрушении храма в конце 1920-х и оказался в хранилище Архангельского музея изобразительных искусств.

«Появлению иконографического сюжета Спаса Всемилостивого с предстоящими вологодскими святыми послужили трагические события середины XVI века, — рассказал Александр Рыбаков. — В 1654 году в России разгорелась эпидемия чумы. Болезнь унесла жизни половины вологжан. Тогда жители Вологды обратились к старинному обычаю: чтобы остановить Божий гнев во времена бедствий, нужно было за день выстроить храм и отслужить в нем молебен о спасении народа. Такие храмы назывались «обыденными», т.е. поставленными в один день. 18 октября 1654 года обыденная вологодская церковь была построена. И также за сутки местный иконописец написал для храма икону Спасителя. Мастер позаимствовал иконографию у Спаса Смоленского — иконы, которая была написана для Спасской башни. Молебен в новом храме был совершен, и эпидемия утихла. В тот день в Вологде не заболел ни один человек, а икона стала почитаться как чудотворная».

Как пояснил Александр Рыбаков, образ распространился по Вологодской епархии в многочисленных списках. По обе стороны от Христа изображали местных святых как предстателей перед Господом за народ и Вологодскую землю. Постепенно сформировалась иконография «Спас Всемилостивый с вологодскими чудотворцами». «Всего на ней изображено 24 угодника Божия. Наиболее чтимые святые — Димитрий и Игнатий Прилуцкие — изображены припадающими к ногам Спасителя», — пояснил исследователь.

Восстановительные работы над иконой вели с 2002 по 2009 год в вологодской мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Э. И. Грабаря. Генеральный директор центра в Москве Александр Лесовой посетил первый показ отреставрированной святыни в Архангельске: «Мы выпустили книгу об этой иконе. Это авторское исследование мастера-реставратора. Издание вышло ограниченным тиражом в 150 экземпляров и уже представляет собой библиографическую ценность».

Икона собора вологодских чудотворцев в молении Спасу Всемилостивому - символ вологодской епархии.

На золотом фоне написана фигура Христа в рост, стоящего босыми ногами на красном подножии с золотым узором. Христос одет в голубой гиматий и светло-розовый хитон, залитый золотыми «светами». В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правой рукой благословляет предстоящих.

По обеим сторонам от Христа симметрично изображены фигуры 24 вологодских преподобных – основателей и подвижников монастырей и пустынь Вологодчины.

За фигурами Христа и преподобных просматриваются голубые струи водного потока, по-видимому, символизирующие реку Иордан.

На нижнем поле имеется надпись: «СИЯ СВЯТАЯ ИКОНА НАПИСАСЯ В ЦРСТВУЮЩЕМ ВЕЛИКОМ ГРАДЕ МОСКВЕ ПВКНИБ СОТВОРИШИ В ЛЕТО ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1778. А ПИСАЛ ИКОНОПИСЕЦ ЛАЗАРЬ КЛИМОВ ЕРШЕВ С ТОВАРИЩИ». Имя заказчика в авторской подписи на иконе скрыто под литерами «П В К Н И Б»: «Повелением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина».

Стиль иконы типичен для своего времени совмещением традиций иконописи с находками живописи XVIII века. Стилистика рококо и классицизма повлияла на колорит, обогатив его сочетанием голубого и розового, и на решение пространства.

Екатерина Суворова

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.