Полагая благословение на свой род

Дата публикации:09.04.2015

Что такое церковная община? Существуют ли механизмы, помогающие ее создать? И нужна ли вообще общинная жизнь современному христианину? Об этом наш разговор с настоятелем храма Воскресения Христова на острове Ягры иереем Валерием Суворовым.

В первую очередь хотелось бы определиться с термином: что такое «церковная община»?

Церковная община - это сообщество православных людей, приходящих в свой храм. Я намеренно сказал «свой храм», потому что исторически общиной считалась группа людей, географически привязанная к какой-то местности. В сельских приходах такая практика существует и по сей день. В городе человек может жить в одном районе, а ездить в храм, который находится в другом.

В основе любой общины лежат евангельские слова: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Поэтому самая маленькая церковная община - два человека. Радостно, когда она разрастается, но принцип при этом - собираться во имя Христа - меняться не должен, потому что собрание с иным целеполаганием является общиной, но уже не церковной.

Я не обладаю большим священническим опытом, но мне кажется, что существует несколько этапов вхождения в церковную общину. Человек первый раз приходит в храм, попадает в мир незнакомых людей. Это первый важный духовный момент - переступить порог храма и идти навстречу Богу. Второй момент, когда человек приходит к своему Богу: есть я и мой Господь. Все вокруг также остаются чужими, но уже есть Та Личность, к общению с Которой человек стремиться. И это, в общем-то, самое главное. Третий этап - когда человек встречает в храме Христа и близких людей. Он живет жизнью прихода, участвует в совместных проектах, для него нет чужих дел: радости и печали становятся общими.

Почему недостаточно остановиться на втором этапе, когда человек уже пришел к Богу?

Возьмем пример малой Церкви - семьи. Представьте, что кто-либо из членов замыкается сам в себе, к чему это приведет? И наоборот, если человек любит своих родных, то он постарается быть для них помощником, быть для них ближним.

Литургисты писали: люди заблуждаются, считая, что они причащаются только для себя в свое собственное освящение. На самом деле каждый из нас причащается в церковное общение. Принимая Тело и Кровь Господа, мы причащаемся Христу и становимся братьями и сестрами. Мы причащаемся, чтобы стать лозой, которой является Христос. Мы веточки, которые прививаются к единой лозе.

На втором этапе человек ищет своего и себя. Он видит в храме священника, который говорит: «Я не преграда и не средство, да, Господь может избрать меня инструментом Своего промысла, но к Богу ты должен идти сам. Посмотри вокруг - это люди, которые уже совершают свой путь ко Господу и уже пришли в нашу общину. Никто не загонял их в храм силком, они здесь потому, что некогда почувствовали радость общения с Богом, и им радостно находиться среди тех, кто также эту радость ощущает». Ведь Господь, Который сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5) — совершает это слово в церковных общинах. Господь исполняет всякое свое обетование: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Человеку важно это почувствовать, чтобы он раскрывался Богу.

В семье на виду достоинства и недостатки всех ее членов, их удачи и поражения. Церковная община - это не только священники и люди, получившие духовное образование, это инженеры, учителя, педагоги, представители промышленности и бизнеса. Каждый может послужить своим особым талантом Богу, но это происходит только, когда человек понимает, что храм и община неотделимы от его жизни, потому что здесь он встретил Бога и готов для Него потрудиться. Сейчас мы видим, как на многих приходах нашей епархии развиваются различные служения: диаконические, образовательные, миссионерские и молодежные. Все эти таланты раскрываются в общине, когда человек начинает видеть себя в окружении церковном с равными по званию христианами.

Не приведет ли развитие общинной жизни к изоляции людей от внешнего мира?

Это может произойти, если община будет выстраиваться не на христианских принципах. У христиан есть единый «пароль» - Символ веры. И в этом наша универсальность: исповедовав Символ веры в Александрийской, Иерусалимской, Антиохийской или других Поместных Церквях, мы становимся частью общины. У нас есть колоссальное богатство - единство Литургии, Таинств, поста; куда бы мы ни пришли, везде встречаем братьев и сестер во Христе.

Я не считаю, что общинная жизнь замыкает людей друг на друге и конкретном храме. Так, в Северодвинском благочинии мы заботимся о развитии межприходского общения: проводим городские фестивали, конкурсы, встречи между воскресными школами. Обсуждая послание Патриарха, посвященное развитию общинной жизни, отцы говорили, что городские приходы, находящиеся в стабильном положении, должны стать некими миссионерскими центрами для сельских, помогать им.

Само время сейчас помогает обратить внимание на братьев-христиан из Сирийской, Палестинской и Украинской Церквей. Совсем недавно приходы Архангельской епархии участвовали в акции «Люди Поморья - детям Донбасса».

Как вам кажется, существуют ли механизмы создания общины? Как развернуть человека от жизни самим с собой к ответственности за общину?

Мне кажется, не надо никого «разворачивать». Надо самому быть всем для всех, это умение и будет рычажком, включающим в сердце любовь. Это ведь процесс, а не единичное действие, он очень спокойный, не нужно «размахивать флагами». У северного человека особый менталитет: он привык долго приглядываться, поэтому никакого насилия не нужно. Если человек ощущает, что он еще не включен в церковную общину, не надо смущаться, считать себя отлученным от нее. Необходимо попытаться узнать тех людей, кто в общину входит.

Начать можно, участвуя в различных праздниках, в том числе и детских, общаясь с настоятелем. Пусть этот процесс будет долгим, но он будет идти. Участие в общинной жизни может быть самым простым: пришел первый раз человек в храм, не знает, где ему встать, куда поставить свечу, как себя вести и что с ребенком делать. Можно тихонечко ему подсказать, и поверьте, если вы скажете с любовью, кротко, что и как принято делать, вы будете для этого человека тем ближним, который приведет его в церковную общину. Никакого насилия над собой не нужно, никакой искусственности не требуется, все должно быть очень естественно, но этот процесс должен идти. Самое простое с чего можно начать - ходить на Литургию, быть участником общей молитвы. Когда человек начинает ходить на службу, он постепенно раскрывается, у него появляется связь с Богом.

Как вам кажется, почему для христианина важно стать частью общины?

Помните слова апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6.14-17)? Но мы все единицы, а один в поле не воин. Когда же люди объединяются, они обретают силу в борьбе с мощными вызовами и соблазнами мира сего и которые неминуемо будут касаться каждого.

Человек, приходящий в общину, полагает благословение на свой род и семью, потому что семья даже через одного члена, включающаяся в церковную традицию, взращивает в себе духовный иммунитет. Мы видим, кто причащается в храмах: люди старшего поколения, средний возраст (затем небольшой провал) и молодые семьи с множеством деток. Они впитывают в храме зерна слова Божия, чувства, ощущения, запах - все это останется в них навсегда, они уже знают то место, где их встречает Христос.

Беседовала Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.