Вера определит, быть ли русской земле

Дата публикации:09.04.2015

Святой князь Владимир подвигом своей жизни и веры выбрал тот жребий, который Русь, а потом Россия восприняла в своем служении Богу и миру –такой акцент на Рождественских чтениях в Архангельске сделал епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Мы попросили владыку пояснить эту точку зрения, а также рассказать о духовной жизни в Ненецком округе.

Вера как наследие

Тема чтений - «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Выбор святым равноапостольным князем Владимиром Православной веры стал причиной грандиозным изменением жизни и культуры Руси.

Родители передают нам и жизнь, и имущество, и дом, и землю. Но, оставив бренный мир, мы разлучимся с тем, что унаследовано от предыдущих поколений, и тем, что преумножили своими земными трудами. И что же мы можем забрать с собой? Только неотъемлемое наше богатство, духовное сокровище, собирателем которого стал для нас святой князь Владимир. Это и есть настоящее духовное наследие, богатство, которое никто не может забрать, если только мы сами его не отдадим.

Равноапостольный князь передает нам это духовное наследие. Я не ошибся, употребив глагол в настоящем времени, потому что святые действуют не так, как люди, живущие на земле. Благодатию Христовой они властны совершать этот подвиг по своему отшествию туда, где зло не имеет силы. И мы чувствуем их покров, молитвы и духовную силу, потому что с нами Бог. Не уверяя себя в том, а имея в смиренномудром сердце исповедание святого Православия.

Исторический путь Руси, начатый святым Владимиром, если поставить вехи на карте, перенося событийную канву на географическую плоскость, - это движение на Север. Из Византии пришла вера, которую свободно и разумно принял святой князь, чтобы дать ее тем, служение кому он обрел как свой жребий, — своему народу. Из Византии в Херсонес – это уже движение на север, из Херсонеса – в Киев. Затем, в период княжения Андрея Боголюбского, растет значение Северо-Восточной Руси, расширившейся пределами Московского княжества, ставшего державной опорой для всей великой России впоследствии.

Нарьян-Мар должен быть преемником Пустозерска, города – парадигмы движения русской истории на Севере. В городе, где было немногим меньше 400 обитателей и пять церквей. Это говорит о том, что смыслом жизни, настоящим духовным наследием и обетованием того, что Север навсегда станет русским, было не что иное, как вера. Конечно же, торговые пути, экономические связи и открытие новых земель – все это очень важно, но самое главное - вера. Она определяет, быть русской земле или нет.

На мой взгляд, состояние духовных дел в столице Ненецкого автономного округа вызывает тревогу, но удивительным образом не вызывает ее у тех, кто, будучи государственными чиновниками, ответственен за свой народ. Всего пять процентов родителей выбрали для своих детей изучение в школе предмета «Основы православной культуры». Это значит, что 95 процентов русских людей, крещеных, осознающих себя в той или иной форме православными, не имеют веры - духовного наследия как важнейшего богатства, которое они должны передать своим детям.

Когда я прихожу в школу, мне говорят, что Церковь отделена от государства и «Основы православной культуры» детям не нужны. Это означает, что мы пожинаем горькие плоды десятилетий богоборчества в нашем государстве и очень близки к точке невозврата.

Тема Рождественских чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» весьма актуальна. Само имя святого означает владеющий миром. Смысл многогранен, до орфографической реформы 1917-1918 годов было два слова «мир», которые писали через i десятеричное и и восьмеричное. «Міръ» в значении «Вселенная», «общество» для отличия от слова «миръ» в значении «спокойствие».

Владеть миром можно по-разному. Мы знаем, что одна из держав, определяющая мировую экономику, пытается стать мировой державой через i десятеричную. Также мы знаем слова Христа Спасителя, что это владычество над миром, лежащим во зле, и методы этого владычества тоже злы.

Но есть другая возможность, о которой говорит апостол Павел -Богопознание, доступное для любого человека через окружающий мир и внимание к своему внутреннему миру.

Если мы обретаем в сердце Христа, подобно тому, как это совершил подвигом своей жизни и веры святой князь Владимир, мы приобретаем все: и земли, и людей, действуя любовью, добром и верой. В противном случае теряем, прежде всего, самих себя, и тогда нам не нужны оказываются Основы православной культуры а определяющими становятся должности и зарплаты. Но ничего из этого мы не заберем с собой… Святой князь Владимир выбрал тот жребий, который Русь, а потом Россия восприняла в своем служении Богу и миру.

По благословению Святейшего Патриарха в 2012 году я освятил Северный полюс, а затем и самый южный антарктический храм, русский православный храм. И что это, как не исполнение завета князя Владимира, владеющего тем сокровищем, которое открывает путь к обладанию неветшающим Царствием Христовым? Мы наследники святого в самом важном - в вере.

Духовно-просветительский центр

В Нарьян-Маре началось строительство духовно-просветительского центра. Это не личная инициатива архиерея, а воплощение задач, которые ставят государство и Русская Православная Церковь. Эти задачи являются, по сути, единственным путем для, наконец-то, созидания единой духовной основы общества, потому что до сих пор оно разъединено. За примерами далеко ходить не нужно. У нас в стране представлены многочисленные партии, зачастую играющие деструктивную роль и свидетельствующие о том, что общество не является цельным. А это опасное явление, потому что, если мы не будем едины в самом важном, значит, опасности подвергнется бытие России.

Духовно-просветительские центры в новообразованных епархиях являются абсолютно необходимой стороной и церковного, и общественного служения. Нам нужно место, чтобы приглашать миссионеров, проповедников, ученых, деятелей культуры, творческие коллективы для просвещения жителей округа. Мы исполняем то, что определено как благое и крайне необходимое для России дело.

Люди, говорящие, что Церковь отделена от государства, не понимают, что таким образом они отделяют себя от Бога. Да, Церковь отделена от государства, и это означает ее свободу в качестве особого общественного института. Она не подвластна каким-то сиюминутным политическим или экономическим соображениям. Церковь – это Царствие Божие, которое не от мира сего, оно над ним, оно не подвластно человеческим хотениям, пристрастиям, , которые сегодня одни, а завтра другие.

Давайте посмотрим на Украину. Деструктивные силы воспользовались невнимательностью, безответственностью, расслаблением общества. Конечно, почва была подготовлена десятилетиями активной борьбы с Православием. Что получили сейчас? Плоды духовной разобщенности некогда единого народа. Не нужно думать, что нас это не касается. В одном из древних патериков есть такое повествование. Один из старцев говорит, что люди живут так, как в селении, на одном конце которого грабят, жгут дома, убивают разбойники, а на другом веселятся. Когда веселящимся говорят: «Смотрите, опасность грозит!», — они отвечают: «Ладно, до нас далеко». Не далеко, это все рядом.

У нас ситуация не такая уж радостная, о чем свидетельствует тот факт, что 95 процентов родителей в Нарьян-Маре не желают, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры», которая жива и будет жить, которая создала российскую государственность. Это означает, что они не озабочены тем, чтобы передать своим детям самое главное наследие - веру. На юге Архангельской области - в Коряжме, Котласе - ситуация не лучше. А это все русские северные земли, которые всегда славились исконным, традиционным, крепким Православием. Это епархия, которая дала Всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского.

Таким образом, ситуация требует реальных усилий, в том числе строительства духовно-просветительского центра. Это не означает, что нужно просто обрести место для служения. Мы должны воспитать и привлечь людей, которые бы своими трудами несли сюда православную культуру другим, чтобы центры выполняли свою миссию, чтобы они наполнились жизнью, чтобы все с радостью приходили туда, знания и понимали, что является сосредоточием жизни русского человека.

Записала Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.