Валерий Митропольский: Хочу стать другим

Дата публикации:17.09.2015

Валерий и Нина Митропольские — известные предприниматели в Архангельске и Северодвинске, причем у каждого свой бизнес. Валерий Геннадьевич к тому же иподиаконствует у митрополита Даниила… Возможна ли гармония между верой и достатком (вспомним евангельскую притчу о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши… (Мф.; 19:24). Помогает ли вера строить отношения с людьми и как меняется устроение самого человека? Об этом мы беседуем с Валерием Геннадьевичем и Ниной Егоровной.

- Валерий Геннадьевич, вы успешный бизнесмен. В сознании многих людей предпринимательство ассоциируется со стремлением к богатству, роскоши. Осознавая себя православным и открыто заявляя об этом (вы сослужите митрополиту, участвуете в жизни митрополии), не сталкиваетесь ли вы с непониманием других людей?

- Не знаю, насколько мы с моими ребятами успешные предприниматели, но такая молва идет… Действительно, многие проекты, за которые мы брались, успешно завершены и работают и в Северодвинске, и в Архангельске. Мы с партнерами занимаемся сдачей площадей — торговых и офисных— в аренду. Плюс гостиничный бизнес на Соловках и в Крыму.

Всю свою сознательную жизнь я был далек от Православия, хотя крещен младенцем. Многие люди из моего окружения относятся с пониманием к этому относятся, поддерживают, сами пытаются меняться, приходят ко мне за советом. А некоторые рассуждают так: с жиру бесится, пройдет время, и все его духовные увлечения забудутся. Я никого не пытаюсь обратить в свою веру, у каждого свой путь.

Я сам к этому шел очень долго. Раньше, если в храм заходил, меня хватало буквально на пять-десять минут, чтобы поставить свечку, было некомфортно, а теперь меня тянет туда. Какими бы тяжелыми и длительными ни были службы, я получаю от этого радость. Как говорит владыка Даниил, это благодать Божия. Я еще не настолько воцерковленный человек, чтобы оценивать себя таким образом, но хочу духовно измениться, хочу стать другим. Наверное, Нина тоже сыграла в этом определенную роль. Она давно ходит в храм, у нее сложился свой круг друзей из числа прихожан, ей все знакомо, понятно. Если бы не ее поддержка и подсказка в определенных случаях, может, моего прихода в церковь не случилось бы. Сейчас бываю там чаще, чем Нина. А поскольку я еще и иподьякон владыки, службы, которые он возглавляет, стараюсь не пропускать. Это мое послушание. К тому же мне интересно общение со священниками, в том числе это и новые знания. Может, скептики и правы: когда познаешь все, станет неинтересно.

Когда служу, бывают моменты, что не успеваю помолиться, потому что много обязанностей. Как-то один из батюшек задал мне вопрос: где тебе легче молиться — в алтаре или в храме? Я ответил, что это несопоставимо. Когда стоишь в храме, ты молишься. А в алтаре много обязанностей, и ты должен никого не подвести, все вовремя сделать, чтобы люди, пришедшие на богослужение, ушли с благодатью Божией, с мыслью, что служба состоялась, принесла им благодать.

- Когда человек уверовал во Христа и принял учение Церкви, как правило, он меняет свою жизнь, причем радикальным образом (семейную жизнь, отношения на работе, с друзьями). Ваша жизнь преобразилась?

- Раньше я был очень «азартный Парамоша», любил игру в карты. На исповеди батюшка сказал мне: «Совершите маленький подвиг – откажитесь…» Думал, будет тяжело, не смогу без этой страстишки обойтись… И вот уже три года не знаю, что это такое. Есть, конечно, и другие страсти, с которыми я расстался. Нужно всегда определять для себя маленький подвиг, заставлять себя, а как начнешь заставлять, придешь к результатам. А если рассуждать так: сегодня согрешил, завтра исповедался, и греха, вроде, нет — ничего не выйдет. Нет, всякий раз нужно стараться с Божией помощью одерживать над собой победу. И меня это стало увлекать – я сам определяю для себя, что должен делать. К примеру, очень долго заставлял себя читать Евангелие. Теперь это незыблемое правило — прочитывать осмысленно одну-две главы.

К слову, очень сочувствую людям, которые первый раз пришли в храм и слушают Евангелие. Им же ничего не понятно! Нужна некая просветительская работа, чтобы люди понимали то, что слушают и видят в храме. У некоторых, к сожалению, его посещение заключается в одном – поставить свечку, если болезнь какая или проблема, обратиться к Николаю Чудотворцу или Божией Матери, попросить кто здоровья, кто богатства. Получается, будто пришел и загадал желание –и ждешь, сбудется или нет».

Я сам раньше не мог долго находиться в храме. Не пойму, с чем это было связано. Владыка объяснял, что злых сил много, они и батюшек достают, а уж таких слабых и невооруженных, как я, просто выгоняют из храма.

- Вы руководитель. Считаете ли вы, что необходимо заботиться о культурном, духовном развитии своих компаньонов и подчиненных?

- У нас коллектив порядка ста человек, и, конечно, сложились определенные традиции. Люди тянутся к духовному. Стали соблюдать посты, не едят мяса, не употребляют алкоголь. Понятно, что сам по себе пост ничего не дает, это просто диета. Но если ты соединяешь его с молитвой и борьбой с грехом, то определенно выполняешь законы Божии, как я понимаю. Ребята подходят, спрашивают, как покрестить ребенка, например, и я подсказываю, как это организовать, чтобы не было формально, чтобы запомнилось. Ведь к этому процессу надо готовиться, а не просто привести с улицы крестных родителей и побулькать ребенка в купели. Думаю, что ненавязчиво, не заставляя никого, все равно я на них как-то влияю. Мои друзья, возможно, постепенно, медленно, но придут к Богу. И когда мы вместе окажемся в храме, это будет большой радостью для меня.

- Валерий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, немного о своей семье.

- Еще в екатерининское время мои предки — немцы по маминой линии — оказались в Днепропетровской области. В Великую Отечественную войну родственников увезли в Германию, мама тогда была ребенком. После освобождения им пообещали, что вернут домой. Но обещания не сбылись, и семья оказалась в Республике Коми вместе с тысячами других людей. В марте их выгрузили из теплушек: по пояс в снегу – никаких строений вокруг. Они стали рабочей силой для строительства железной дороги. Маме тогда было 14 лет, ее брату – девять. В то время от голода и болезней умерло две тысячи человек. Выжить моей семье помогли местные жители. Я родился в Коми, в 1954 году, и до 1963 года считался репрессированным. У меня есть удостоверение. И государство даже деньги платит – 450 рублей…

Там же я отучился в лесотехническом техникуме, мы с Ниной поженились, и буквально из-за свадебного стола я ушел в армию. А в Архангельске мы оказались благодаря родственникам. Нужен был город с двумя вузами – лесотехническим и медицинским. Архангельск подошел. Я окончил АЛТИ. После сорока лет поступил в ВЗФИ. Нужны были знания для работы, посещал все занятия.

- Валерий Геннадьевич — педант, если берется за какое-то дело, выполняет его основательно, — поясняет Нина Егоровна. — Он не умеет плохо учиться. Все его дипломы — инженера, политолога, экономиста — в основном с пятерками. Написал диплом в финансовом институте, используя опыт своего предприятия, и ему сказали, что это готовая кандидатская. Валерий Геннадьевич был первым секретарем горкома комсомола в Архангельске, потом завотделом горкома партии, зампредседателя горисполкома. Но советская власть закончилась, и из госструктуры он ушел в бизнес.

- Удивительно сложилось, — продолжает Валерий Геннадьевич. — Я всю жизнь посвятил тому, чтобы воспитывать людей без веры в Бога, был страшным атеистом. Детей крестили тайком от меня. В молодости формировал отряды из комсомольцев, чтобы на Пасху молодежь храм не посещала, отслеживали, кто там побывал.

- Представляете, — говорит Нина Егоровна — он идет в заграждение, а я иду в храм. Валерий Геннадьевич никогда не возражал, что я бываю в церкви, но детей крестить не позволял.

- Нина, ты – взрослый человек, со своим стержнем, мировоззрением. А вот дети, мне казалось, не защищенные, более ранимые, податливые.

- Валерий Геннадьевич, чувствуете ли вы, что супруга для вас – помощница во всех направлениях?

- Я — глава семьи номинально. Все определяет и решает Нина Егоровна: что купить, что продать, куда ехать и ехать ли вообще. Все хозяйственные, организационные, житейские, бытовые вопросы – на ней. А я работаю так, чтобы она могла все свои планы реализовать.

Она для меня была стимулом для прихода в храм. Начинала заинтересовывать ненавязчиво, нежестко, потихоньку. Мы оказались в попечительском совете по строительству храма на Жаровихе в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Это заслуга Нины, она сподвигает меня на многие вещи.

- Нина Егоровна, а ваша вера от родителей?

- К сожалению, моя вера идет не от них. Папа-коммунист воевал на трех фронтах, был абсолютным атеистом и попов ненавидел. Как оказалось, ребенку просто переформатировали мозги в детском доме. Его родителей репрессировали: отец был священником и мученически погиб вместе с матушкой. И там, на небесах, они молятся за весь наш род. Выяснилась эта история всего два года назад. А моя мама пришла в храм уже на склоне лет.

Я более 50 лет прожила на Севере, но у меня украинские корни. Знаю украинский язык, пою украинские песни, умею готовить украинские блюда. Когда с подружками вышли на пенсию, решили организовать торговый бизнес — салон рукоделия. Мы успешно развиваемся уже 12 лет. До этого я 20 лет отработала в медицине. Но с началом перестройки пришлось уйти из больницы и устроиться в частную фирму. Сначала была диспетчером на телефоне, а потом стала выполнять и другие функции. Так и осталась в коммерции.

- Валерий Геннадьевич, с чем связаны самые яркие моменты в вашей жизни?

- Первым ярким событием стало рождение дочери. Второе — венчание, очень позднее. Подошел к батюшке и сказал, что хотим повенчаться с супругой. Он спросил, как давно мы женаты. Я ответил: «35 лет». Он пошутил: «Нет, надо еще 25 прожить и тогда… Что ж так долго ждали?» Я сказал, что примеривался… У нас две дочери и четверо внуков. У старшей Светланы два парня, а у младшей двойняшки – мальчик и девочка.

Еще одним значимым в моей жизни событием стало рождение первого внука. Я был рядом с ним с первых секунд жизни. Дочери росли без меня, приходил с работы за полночь, их практически не видел, все заботы были на Нине, а у меня комсомольские, партийные дела. Тут же этот пацанчик рядом со мной 24 часа! На сердце было очень трепетно. Сейчас ему 14 лет, живет в Турции, но наши отношения сохраняются.

- Вы не просто сослужите владыке, вы его друг. Что объединяет вас?

- Для меня он высота, к которой я могу только стремиться, но мне никогда до него не дотянуться, насколько это подготовленный, духовный, грамотный, начитанный человек. Я слушаю каждую его проповедь и открываю для себя что-то новое. Владыка делится со мной интересными высказываниями на духовные темы, которые прочел. Он, на мой взгляд, созидатель. Думаю, что не просто так мы оказались рядом с ним. Возможно, Господь дает мне шанс исправить все, что я натворил в жизни, будучи рьяным атеистом — «шашки наголо», а может быть, потому что родственники у Нины были священниками.

Потом, посмотрите, какое сочетание: «митрополит — Митропольский», —Валерий Геннадьевич улыбается. — Очень часты такие фразы: «Где Митропольский?» — «У митрополита», «Где митрополит?» — «У Митропольского».

Мне кажется, я «благодатная почва», потому что ничего не знаю о духовной жизни – пустой кувшин, который можно наполнять и наполнять. Владыка – переполненный кувшин, он делится своими знаниями, своим опытом, я же по мере сил впитываю это как губка. Может быть, поэтому мы интересны друг другу.

- Есть ли принципы, которым вы строго следуете в повседневности?

- Не делай плохого, чтобы бумерангом не прилетело ни тебе, ни детям, ни внукам. Тогда в жизни все будет складываться. Постарайся быть справедливым. Если человек сделал хорошо – оцени, сделал плохо – подскажи. Нужно жить по Божьим законам. Я пытаюсь, но не всегда, конечно, получается. Однако я для себя эти принципы определил и стараюсь им следовать. Но самое главное – не делать зла.

- Кто-то из известных людей в одном из интервью сказал, что основная проблема современного мира в том, что люди не хотят впускать в свои сердца Господа. А на ваш взгляд?

- Общаюсь со своими коллегами, которые далеки от Церкви. Спрашиваю: «Почему? Вы же хотите, чтобы все в жизни получалось? Надо прийти в храм помолиться и попросить: "Господи, помоги!" Но нет, у каждого свои причины отказываться, хотя в большинстве случаев это, полагаю, гордыня. Один человек мне сказал: «У меня все хорошо, дом — полная чаша, дети здоровые, машина дорогая… А с Господом у нас свои взаимоотношения, мне храм для этого не нужен». Я говорю: «Как? Но это же Дом Божий! Если ты сегодня на даче с Господом общаешься, не факт, что Он тебя слышит. А то, что у тебя эта дача есть, машина есть, это, возможно, не твоя заслуга: за тебя молятся близкие, родители. Сегодня это есть, а завтра уже может не быть. Ответ был следующим: «Ну, вот когда не будет, тогда и приду».

Выходит, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть мы ждем проблем, а после этого пойдем в храм. Ну что ж, это тоже позиция, ваше право. А в моем понимании это гордыня. Как так? Я приду в церковь, на меня все будут смотреть, показывать пальцем: у него все есть, а пришел просить. Может, и так. Но я для себя определяю, что это с одной стороны невежество, с другой – гордыня. Многие говорят, что пробовали прийти в храм, но ничего там не поняли. Возгласы, Евангелие читается, а им непонятно. Ну что они будут время зря тратить? Повернулись и ушли. Возможно, сказывается отсутствие просветительской работы. А ведь когда молодой человек приходит учиться в мединститут, там многое на латыни, трудно, непонятно. Но он прикладывает усилия, и все получается. Так и в храме. Кроме усилия воли нужна помощь Божия, а она просто так не приходит. В Евангелии сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7,7). Нужно открыться перед Богом, довериться Ему, чаще это бывает, когда человеку плохо, у него беда, несчастье – пока «гром не грянет»… Не нужно ждать грома, нужно идти к Богу навстречу.

Беседовала Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.