В Поморье могут ограничить деятельность сект

Дата публикации:22.01.2016

Депутаты Областного собрания приняли в первом чтении законопроект «О миссионерской деятельности на территории Архангельской области». «За» проголосовали 35 народных избранников, один выступил «против», 12 — воздержались, и еще пять депутатов не голосовали, сообщил в соцсети Facebook инициатор законопроекта Александр Дятлов. Принятию законопроекта предшествовало широкое общественное обсуждение.

«Несколько тысяч обращений поступили в Областное собрание. Люди просят ограничить деятельность деструктивных культов и сект, — заявил на круглом столе в Архангельском областном собрании депутат Александр Дятлов. — Горожане жалуются на так называемых миссионеров, которые звонят в квартиры, а в случае отказа разговаривать начинают грубить, хамить. Они звонят по телефону, пристают на улицах, хватают за руки, дают литературу. Что это за литература — никто не понимает. Между тем есть ряд решений судов по некоторым организациям, изъятая у которых литература признана экстремистской. Люди просят на законодательном уровне оградить их от навязчивого домогательства».

По словам депутата, законопроект предполагает, что человек, желающий заниматься миссионерской деятельностью в Поморье, должен будет прийти в уполномоченный орган в правительстве области и заявить, что он представитель той или иной зарегистрированной религиозной организации. У миссионера должно быть удостоверение о принадлежности к своей организации и план работы на территории области.

«Речь идет о безопасности нашей страны, сохранении духовных и нравственных традиций, о наших детях», — отметил Александр Дятлов.

Одним из самых сложных и важных за всю постсоветскую историю Архангельской области назвал законопроект заместитель губернатора региона Роман Балашов. «Воцарившийся в смутные годы перестроечного лихолетья культ торговли, вседозволенности и безнравственности открыл двери в нашей стране целому сонму западных, восточных и собственных, доморощенных деструктивных культов и организаций», — рассказал вице-губернатор. — Используемые ими формы и методы вербовки представляют собой воистину дьявольскую смесь из современных технологий агрессивного маркетинга в сочетании с последними разработками в области нейролингвистического программирования, иными агрессивными методами психологического воздействия и подавления личности».

Роман Балашов отметил, что ситуация с распространением сект в регионе имеет трагический оттенок: «И вот уже родители, оболваненные лжепроповедниками, готовы смотреть на гибель собственных чад, не давая разрешения на переливание крови; сын идет против матери, которая по старинке ходит в церковь, мечеть или синагогу. Они участвуют в практиках по достижению успеха, сеансах очищения или иных сборищах, как будто сошедших к нам с картин Иеронима Босха. Молодые люди, взращенные в ненависти к породившей их земле, вере своих отцов, отказываются от службы в армии, высказывают презрение к тому, что является нашими символами, святынями. За многими из этих организаций стоят не просто циничные дельцы, а спецслужбы иностранных государств, стремящиеся использовать созданную паству, обманутых и напуганных людей для дестабилизации общественно-политической ситуации, провокации на нашей земле новых "майданов". Нарисованная мною картина является лишь слабым наброском реального положения дел. Всему этому должен быть поставлен надежный заслон».

Замгубернатора подчеркнул, что высказывается не столько как чиновник, сколько как специалист в сфере национальной безопасности, имеющий знания, квалификацию, видевший в силу своей прошлой профессии последствия недооценки существующей сектантской угрозы.

Стоит отметить, что законы о миссионерской деятельности, подобные тому, который обсуждается в Архангельске, эффективно работают во многих регионах России: в Северной Осетии-Алании, Еврейской автономной области, Воронежской, Костромской, Курской, Новгородской, Псковской и Смоленской областях.

Об опыте принятия аналогичного закона в Белгородской области рассказал помощник председателя Синодального миссионерского отдела по юридическим вопросам и внешнеэкономическим связям Владимир Лукин.

Он подчеркнул, что документ не регулирует религиозные убеждения людей, не затрагивает их права, закрепленные Конституцией: «Каждый имеет право распространять только свои религиозные убеждения. Под убеждениями, по словарю Ожегова, понимается свой взгляд или свое личное мнение. Каждый имеет право распространять свой взгляд на религию, но не веру религиозных объединений. Миссионер же по определению — это представитель религиозного объединения, а не частное лицо, распространяющее свои собственные взгляды. Личное право каждого на свой взгляд на религию и право религиозного объединения на распространение веры — понятия разные. Областной закон не регулирует права каждого, а только распространение веры религиозного объединения посредством миссионерской деятельности».

По словам Владимира Лукина, с одной стороны, областной закон направлен на охрану религиозных организаций, а с другой – на охрану прав жителей области: «Смысл закона состоит в том, что миссионер (т.е. лицо, посланное религиозной организацией для распространения своей веры) обязан иметь документ, который удостоверяет, что он действительно является тем, за кого себя выдает. При отсутствии такого документа миссионер подвергается административной ответственности».

Руководитель отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров) посетовал на то, что духовенство много лет помогает жертвам сект практически без помощи со стороны государства: «Мы давно просим поддержать наши слабые попытки решить эту проблему. Православная Церковь поддерживает этот законопроект, потому что сама уже выполняет его требования. Все священники имеют удостоверения и занимаются миссионерством только с благословения архиерея. Известно, что закон хорошо работает в регионах, где он принят».

По словам отца Феодосия, деятельность некоторых нетрадиционных религиозных объединений имеет цели, не отраженные в их уставных документах: «Часто религиозные организации мимикрируют под светские структуры, занимаясь эксплуатацией человека. Об этом мало знает общественность, жертвы сектантской вербовки скрыты от глаз. В нашей области за последние десятилетия усилиями добровольцев была остановлена деятельность некоторых одиозных культов. Среди них организация "Духовное возрождение северян. Путь мастеров". Пострадавшие оказались в психиатрической больнице. Сколько их там — врачебная тайна. Суд вынес решение о ликвидации секты в 2006 году за незаконную медицинскую деятельность. Но сколько трудов стоило проведение процесса! В 2008 году из региона выгнали чудовищную секту "Ашрам Шамбала", руководитель которой Константин Руднев впоследствии, в 2013 году, был осужден на 11 лет лишения свободы за распространение наркотиков и сексуальное насилие».

Законопроект о миссионерской деятельности поддержал Рим Калимуллин, председатель Татарской национально-культурной автономии Архангельской области. Он отметил, что документ поможет пресекать попытки исламских экстремистских организаций вовлекать молодежь в свои ряды.

Сотрудник регионального антисектансткого центра «Гражданская безопасность» Ольга Оберюхтина привела примеры плодов деструктивной деятельности нетрадиционных миссионеров: «Большинство этих организаций предпочитают видеть среди адептов людей с высшим образованием и высоким уровнем доходов, при этом многие жертвы сект не обращаются в правоохранительные органы потому, что боятся мщения со стороны своих духовных гуру».

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова заявила, что закон о миссионерской деятельности приобретает широкий общественный резонанс. «Как только в регионе началось публичное обсуждение этого законопроекта, в наш адрес поступило достаточно эмоциональное обращение от "Свидетелей Иеговы" с просьбой принять меры по восстановлению нарушенных, как они считают, прав, — сказала Любовь Анисимова. — Они призывали разобраться с некоторыми нашими депутатами, сотрудниками правительства области, которые позволили себе в публичном пространстве высказывания, нарушающие, как считают авторы обращения, права участников организации».

По мнению омбудсмена, резонанс вокруг законопроекта аналогичен ситуации с обсуждением регионального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних: «Возражения, которые поступают в наш адрес со стороны нетрадиционных конфессий, говорят сами за себя. Несколько лет назад, когда обсуждался закон о запрете гей-пропаганды, Архангельскую область посещал генконсул Нидерландов. Он настаивал на встрече с уполномоченным по правам человека. Меня это удивило. Вся наша полуторачасовая встреча касалась только этого законопроекта и того, почему мы так плохо работаем с защитой прав соответствующей категории граждан. Приблизительно такая же активность сегодня в отношении законопроекта о миссионерстве».

Марк Полосков

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.