Сокровище ангелов Ильинского собора

Дата публикации:25.01.2016

Икону «Воскресение Христово» начала XIX века обнаружили реставраторы в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Долгие годы она «пряталась» за более поздним образом Воскресения, который поддерживали скульптурные ангелы Ильинского собора.

Обретение

— Мы обнаружили икону неожиданно. Когда взялись за реставрацию образа Воскресения Христова, который был над царскими вратами Ильинского собора, решили, что холст необходимо наклеить на другую основу, более жесткую, — рассказал художник-реставратор первой категории Павел Попов. — Вырезая образ из рамы, я обнаружил, что под ним находится еще один холст — вторая икона. Красочный слой обретенного образа частично утратился, местами потрескался. Кроме того, икона была под толстым слоем старой олифы. Мы очистили образ, покрыли его лаком и поверх прописали те места, что были утрачены. Все сделали деликатно. Когда смотришь на икону, отреставрированные участки не видны: авторское решение и колорит сохранились полностью.

По словам заведующей отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств, доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, такие «сокрытия» не редкость:

— Образы обновляли, переписывали различными способами. Если икона была написана на деревянной основе, то ее со временем могли переписать заново или поновить фрагментарно. Бывали случаи, когда писали на той же самой доске другую икону, не уничтожая нижнего слоя. А вот что в нашем случае: Ильинский храм построили в 1809 году; главный иконостас и резные позолоченные фигуры ангелов созданы в первой трети XIX века, относятся к эпохе ампир. В конце ХIХ века иконостас полностью обновляется.

Татьяна Кольцова объяснила, почему именно эта икона оказалась спрятанной под другим образом:

— По данным «Архангельских епархиальных ведомостей», в 1896-1897 году Ильинскую церковь начали ремонтировать. Я думаю, что были и более ранние, промежуточные обновления. Вспомним, в каких условиях находились иконы: каменный храм с печным отоплением. Это не лучшая среда для живописи, потому что постоянные перепады температуры и влажности провоцируют разрушение красочного слоя. В итоге иконостас сохранил первоначальный рисунок, однако некоторые иконы переписали, обновили и даже перенесли на новую деревянную основу. Большую овальную икону «Воскресение Христово», которую поддерживают два ангела, в 1898 году заново написал диакон Ильинской церкви, Федор Михайлович Макарьин. При этом первоначальный образ не был уничтожен, а новый был укреплен сверху на прежний подрамник. Ф.М. Макарьин ценил иконы своих предшественников. Он был иконописцем, учился живописи в мастерской Троице-Сергиевой лавры, был учителем иконописи в Архангельской духовной семинарии до 1908 года.

Вторая жизнь

Обретенный образ Татьяна Кольцова датировала 1809 годом, когда был освящен Ильинский храм. — Вновь обретенная икона — это образец академической живописи. Мастер, который ее написал, был профессиональным художником. В начале XIX века в Архангельске работали иконописцы из Санкт-Петербурга и Вологды: они заканчивали восстанавливать после пожара Троицкий собор. Кроме того, приезжие иконостасные мастера из Санкт-Петербурга украшали Спасо-Преображенский собор в Соломбале. Думаю, что они могли параллельно создавать иконостасы и писать иконы для других архангельских церквей. Известно, что строительство Ильинского храма финансировал купец Никонов, который как заказчик мог пригласить приезжих мастеров с хорошей живописной школой академического направления.

Татьяна Михайловна отметила, что изображение Спасителя на обретенном образе характерно для начала XIX века. По ее словам, во времена Петра I и, особенно в эпоху правления Екатерины II и ее наследников в иконопись пришли мастера, которые закончили Императорскую Академию Художеств.

— Они стремились сочетать традиции иконного письма с достижениями искусства Нового времени. Мастера создавали абсолютно новые иконографические образы на библейские темы, — пояснила доктор искусствоведения. — Использовать выпускников Академии художеств как иконописцев рекомендовал Святейший Синод. В 1820 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Императорское Общество поощрения художеств, одной из задач которого было «украшение» церквей. Такое сотрудничество приветствовали и архангельские архиереи.

По словам специалиста, подобную живопись официальная Церковь использовала, в том числе, и «в противовес» старообрядческому искусству, которое ориентировалось исключительно на древние иконописные образцы.

— Сейчас для нас непривычны такие религиозные картины. А когда-то в этом направлении работали выдающиеся русские художники: Вешняков, Брюллов, Иванов и другие. Такие «живоподобные» иконы были в Преображенском соборе Соломбалы, в погибшей Успенской церкви на Борках, в иконостасе Троицкой Кузнечевской церкви. В Архангельске, к сожалению, такие иконостасы не сохранились. Когда церкви закрывали, то сохраняли преимущественно старинные иконы. Остальные уничтожали. Защитить эти шедевры никто не мог.

Сейчас оба образа в Ильинском соборе обрели вторую жизнь. Поздний, письма диакона Федора Макирьина, по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила в скором времени установят в баптистерии храма. А обретенная икона Воскресения Христова вновь в руках ангелов Ильинского собора и венчает иконостас.

Подготовила Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.