Наперекор стихии и времени

Дата публикации:27.01.2016

Наследие поморов — их деревянные дома, храмы, часовни постепенно исчезают, разрушаясь от времени и пожаров. Возможно ли сохранить подлинную культуру севера? Почти полвека назад этот же вопрос задал себе уроженец Архангельска, художник Павел Лукич Фефилов. Тогда он трижды проехал по всему побережью Лапландии и увидел, как исчезает старина… Мастер дал свой ответ — начал рисовать деревянные здания и одновременно собирать их «биографию», чтобы уберечь хотя бы память, перенеся образ на бумагу. И быть может, кто-то возьмет на себя труд восстановить творения поморов по рисункам Павла Лукича.

Храмы Русского Севера на листах

«Я родился в Архангельске и прожил здесь 20 лет, потом по распределению попал на Дальний Восток и живу там уже 66-ой год», — рассказывает художник. По профессии кораблестроитель, Павел Лукич рисует с детства. Говорит, что в его семье карандаш и кисточку умели держать и отец, и дядьки. Сам он учился у архангельского самородка, писателя и сказочника Степана Григорьевича Писахова. Потом перенимал мастерство у дальневосточных художников Ли Гирсу, Андрея Ким и Геннадия Лукьянова. «Но в академиях я не учился, просто постоянно рисую и сейчас продолжаю это делать», — подчеркивает Павел Фефилов.

Даже когда он 41 год трудился на судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре, любимого дела не бросал. Наоборот, художник организовал на предприятии музей трудовой славы и бюро технической эстетики. И не переставал учиться. «Тогда, конечно, не храмы рисовал. Писал акварели, в том числе на исторические темы», — отмечает мастер.

Только выйдя на пенсию, Павел Лукич смог полностью посвятить себя любимому делу: живописи и графике. Он участвовал в двух Всероссийских выставках в Москве и трех международных в Китае и Японии, а также его работы были представлены в различных краевых и городских экспозициях. Картины мастера украшают музеи Архангельска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока, а также частные собрания российских и зарубежных коллекционеров. Имя Павла Лукича Фефилова включено в 37 том энциклопедического словаря живописи «Всемирный лексикон художника», изданный в Мюнхене—Лейпциге в 2003 году.

Церковь всегда была частью жизни Павла Фефилова. Он с детства ходил с бабушкой в храм. А бабушка его была насельницей Иоанно-Богословского монастыря, того что в Суре основал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В работах же художника храмы появились в конце 1970-х. «Каждый раз, приезжая в отпуск в родной Архангельск, я замечал, как быстро исчезают красивые строения прошлых веков, в которых мне виделось мастерство северных плотников-кудесников и история поморских жителей. Вот тогда и появилась потребность рисовать то, что еще уцелело, что видел в натуре, и я попытался запечатлеть интересное на графических листах, — объясняет художник. — Плотницкое мастерство северян в деревянной архитектуре удивительно по своей простоте и красоте. Оно совершенствовалось веками: это не только умение работать без единого гвоздя, но и исключительная способность создавать лаконичные, неповторимые строения. Когда смотришь на них, понимаешь: они загадочны по своей конструкции и органично сочетаются с окружающим миром».

Павел Лукич уже создал подборку «Храмы русского Севера», в которую вошли 94 работы, и «Деревянная архитектура Архангельска. Исчезающий город» — в ней 98 листов. «За последние несколько десятилетий я создал рисунки уже новых церквей, разбросанных вдоль реки Онеги и Пинеги. И подборка постоянно пополняется», — рассказывает художник.

Без вымыслов и сказок

«Для меня живопись с историей никогда не разделялась. Ведь жизнь одарила меня прекрасным учителем — российским этнографом, выдающейся исследовательницей Русского Севера Ксенией Петровной Гемп. Сохранились ее резолюции на мои работы», — делится воспоминаниями Павел Лукич.

Результатом этого знакомства стал интерес к созданию каждого нарисованного дома, храма, часовни. Все картины мастера содержат подробные исторические описания. Они сделаны на обороте картин рукой самого художника. «Если зритель хочет что-то познать, он обратится к моему тексту. В нем все правда, никаких вымыслов и сказок, — объясняет мастер. — Этот огромный труд требовал изучения памятников в их историческом месте». Создавая подборку «Храмы русского Севера», художник побывал во множестве сел и деревень, расположенных на реках Пинеге, Северной Двине, на побережье Белого моря, посетил он и Соловецкие острова, а также проехал по Заполярью.

Павел Лукич убежден: зарисовки с натуры помогут познать архитектуру родного края. Поможет и техника, которую выбрал мастер — графика. «Особенность в том, что она документально передает все мелочи, все детали. По графическим работам можно восстанавливать здания. Архангельские искусствоведы писали мне, что по моим рисункам определяют, в каком месте в городе раньше стояли те или иные дома. Специалисты, которые со мной работали, в том числе и Михаил Исаевич Мильчик, историк искусства, архитектор-реставратор, удивлялись, что стариной сейчас мало занимаются. А меня интересуют все деревянные строения, которые безвозвратно уходят, — объясняет Павел Лукич. — И я продолжаю свое дело. К сожалению, пока мы даже не чувствуем, что сделали с Севером…»

В мечтах Павла Фефилова все изображения — храмов, монастырей, поморских домов —издать в формате книги, чтобы труды не пропали даром. «Я же не вечный, — улыбаясь, объясняет мастер. — Несколько лет назад сам, на ксероксе, пробовал печатать альбом. Получилось неплохо, но все же надо сделать типографский вариант. Его можно будет передать в библиотеки».

Художник надеется, что его оформленный в графике взгляд на культуру Русского Севера поможет вернуться к старинным строениям, многие из которых забыты, но пока еще стоят наперекор стихии и времени.

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.