Епископ Иаков: Возрождение Русской Арктики — великое общее русское и общецерковное дело

Дата публикации:01.02.2016
На конференции «Благословенный Север», которая прошла в рамках XXIV Международных Рождественских чтений в Российском географическом обществе, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков рассказал о целях и задачах Патриаршего проекта «Русская Арктика». Журнал «Редкие земли» принял участие в работе конференции.

Епископ Иаков, открывая конференцию, рассказал не только о глобальных задачах проекта, но и мелочах, которые сопровождают человека, живущего на Севере, и отметил, что все эти эти мелочи одинаково значимы, так как именно они показывают, как важны вера и Божье благословение, особенно в трудных условиях Севера.

Епископ Иаков:
«Икона, которая находится здесь, не случайна. Она сопровождала нашу дрейфующую полярную станцию на протяжении всех месяцев. И когда я разговаривал уже в Мурманске, встречая ледоколы, членов этой экспедиции, даже руководитель этой группы, начальник станции, мне сказал, что с Божьей помощью они завершили. Когда ледокол снимал дрейфующую станцию, она была вся в снежнице (скоплении талой воды или пропитанного водой снега на поверхности льда ). Мы решили эту икону, договорившись с руководством экспедиционного центра РГО с Александром Валентиновичем Орловым и с руководством миссионерского центра Свято-Тихоновского университета, передать полярникам для того, чтобы она была видимым знаком нашего духовного единства и независимости. Имеет ли человек то, что мы называем, веру, живёт ли он по канонам церкви - это происходит у каждого в своё время, но каждый в глубине своего сердца, особенно в трудных условиях Севера, безусловно, ощущает помощь Божью.

Когда я докладывал Патриарху о возможностях этого проекта и просил у благословения придать статус патриарший этому проекту, Патриарх дал ёмкое, краткое и всеобъемлющее название «Русская Арктика». Таким наш проект является и поныне. Я думаю, что одним из результатов нашей конференции будет придание большей масштабности, глубины осмысления этой проблемы, большей активности усилий, потому что именно это сочетание «Русская Арктика». Поскольку мы представляем собой самые разные круги: государственных людей, военных, богословов, священников, миссионеров, журналистов, людей науки – я хочу сказать о том, чем является север для всех нас.

Казалось бы, всё очень просто: романтика севера является общей страницей последних десятилетий. «Папанинские экспедиции», исследователи советского времени сделали очень для этого очень много. Север был окружен романтическим ореолом, сюда стремились люди совсем не только за материальным благополучием. И ими созданы города, которые держали пальму первенства по процентной составляющей людей, имеющих высшее и два высших образования.

Сейчас ситуация изменилась из-за тех трудностей, что страна пережила в 90-е годы. Хочу сказать на примере Амдермы: этот город на побережье Карского моря, город некогда с мощным аэродромом, который мог принимать любые самолёты, в том числе и бомбардировщики. Сейчас этот город представляет собой декорацию из фильма ужасов, если смотреть непредвзятым взглядом. Население 360 человек, разрушенные дома, песцы, белые медведи, спокойно ходящие по некогда кипевшему жизнью населённому пункту.

Но наша страна никогда не имела лёгких периодов. Это - поприще подвигов. Это наше общегосударственное, общецерковное, национальное дело – возрождение русского Севера, который так нуждается в нашей заботе и попечении всей ветвей власти. Наша конференция абсолютно уникальна, потому что среди стольких конференций и направлений Рождественских чтений мы объединены географическим наименованием, которое включает в себя все грани жизни: и людей, и государство, и личности, и, конечно же, церковь.

Наша конференция, по сути, выражает первую заповедь, которая дана была человеку, получившему благословление Божие – Рай, Эдем. Тем, кто бывал в высоких широтах, знают, как трудно человеку там выжить, больших усилий стоит поддержать жизнеобеспечение. Север имеет исключительную роль и значимость, Север означал и означает – Божество, бесстрастие, чистоту, святость. А юг – человеческую природу. Мы соединяем с вами север и юг, соединение с Богом, Богообразность и подобие. И самый северный храм планеты находится на Земле Александры - это остров, находящийся в составе архипелага Земля Франца Иосифа. И здесь стоит наш русский, самый северный храм, посвящённый святителю Николаю.

Если говорить об истории нашего отечества, то доминанта устремлённости на север здесь присутствует очень чётко. Святой Владимир принял крещение в Константинополе. Его бабка Святая Ольга заложила, бросила семена веры святого православия, потому что она крестилась в Константинополе. Андрей Боголюбский, взяв икону Владимирской Божьей Матери, принёс её дальше на север - и Владимир стал столицей Руси. Все эти моменты отмечены промыслом Божьим: ведь Андрей Боголюбский шёл ещё дальше на север, но всё должно быть завершено в своё время, и кони остановились, и никакая сила не могла их сдвинуть. Тогда был заложен на этом месте знаменитый монастырь, шедевр русской зодческой культуры. Преподобный Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского и фактически своей молитвой положивший начало освобождению великой христианской державы, явился устроителем всей нашей – и государственной, и церковной истории. Его ученики шли всё дальше и дальше на север. Потом возникает Москва, и уже в дальнейшее время - Санкт-Петербург. Пётр своей державной волей провозглашает северную столицу Российской империи, возводя на новый уровень имперское мышление.

Пётр сделал очень многое, чтобы север стал неотъемлемым достоянием России. Это северные экспедиции, которые тоже шли через северные берега. Даже на Курилах стояли поморские кресты! Вот какой был импульс веры, силы духа, мастерства, умение совершать планы в этих чрезвычайно сложных условиях Ледовитого океана. И поморы шли бы дальше, если б не запрет Иоанна IV, Грозного, который, к сожалению, отдал приоритет иноверцам, торговцам.

Я хочу сказать, что наша конференция имеет название «Благословенный Север» не случайно. Если посмотреть на то, что уже сделано в рамках этого проекта, хочу сказать, что это дело нетрудное, потому что все мы в своё время делаем шаг к Богу. Иногда этому препятствует и светское образование, и образ жизни в системе атеистической мировоззренческой концепции государства, в котором мы учились, жили, трудились. Но тем не менее в этих сложных условиях человек не может не почувствовать близость творца. Рано или поздно в Арктике атеисты становятся людьми своими для Бога. Это не преувеличение, не гипербола, не метафора, а реальность жизни людей в Арктике. Вот почему поморы, отправляясь в неизвестность, брали с собой кресты, чтобы поставить на этих землях знаменье своей веры.

Я не оговорился, сказав, что наша конференция очень значима. Не случайно говорится, что Арктика - это высокие широты. Об этом говорят и карты. Арктика ближайшая территория к небу, к Богу. Все северные народы приписывали особое, духовное значение этим территориям. Пограничники подарили мне окаменелость на Земле Франца-Иосифа: когда-то там росли деревья, когда-то там было не очень холодно, а прохладно, когда-то эта земля действительно символизировала близость, особую близость к Богу, к небесам.

Наша конференция, означенная географическим термином, позволяет вспомнить слова Страбона о том, что «наука география доставляет человеку счастье». А что такое счастье? Это не деньги, это не нефть. Мы все думаем, что в Арктику нас ведёт серебро, золото, нефть, уголь, какие-то материальные сокровища. Но они счастье не дают и не могут дать. Счастье, если вспомнить апостола Павла и перевести это на богословский язык, заключается только в Боге. А если вспомнить слова псалмопевца Давида, то только в Боге успокаивается моя душа, потому что в нём обретает счастье. Наша конференция выражает по сути дела самую первую заповедь, которую получил человек ещё до того как была создана его спутница, ещё до того как он получил помощницу в достижение этого заповедного дела – возделывать землю и хранить. Во второй главе книги Бытия сказано, что Господь, создав Адама, поставив его во главе творения, дал эту заповедь - возделывать и хранить.

Наша конференция, посвящённая благословенному Северу, именно и служит, направлена и призвана объединить усилия в заповедном подвиге хранения особых земель, особых морей, особой территории, особой части планеты Земля, которая действительно ближе всего к Богу. Конечно, когда человек попадает на Северный Полюс, у него возникает соблазн. Но счастье заключается в том, чтобы ощутить эту благодать. Этот холод, который пробирает до костей очень быстро. Ты ощущаешь эту грань между благом и не благом, между творением и создателем. Ощущаешь очень остро и сильно. И человек делает этот шаг, незаметно для окружающих, к Богу, именно в этих суровых, но благодатных условиях, на этой благодатной земле, где обитает счастье».

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков возглавляет самую северную епархию России, в которую вошли Ненецкий автономный округ, Лешуконский и Мезенский районы, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

Источник: http://rareearth.ru/ru/pub/20160129/01929.html

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.