Алексей Сметанин: Взаимодействие власти и Церкви требует деликатного подхода

Дата публикации:24.03.2016

В одной из командировок в Плесецкое благочиние мы познакомились с главой района Алексеем Александровичем Сметаниным и попросили его об интервью. Местность, ему подвластная, на карте Архангельской области отличается масштабами — почти 30 тысяч квадратных километров — чуть меньше Бельгии и в два раза больше Черногории.

Между городскими и сельскими поселениями вековые леса со зверем и птицей, почти 200 рек и более 500 озер, самое большое и живописное из которых — Кенозеро в национальном парке. В Плесецком районе свыше 100 памятников истории и культуры, археологии и архитектуры, сохранились старинные деревни с церквями и часовнями, аутентичными жилыми постройками, своеобразным укладом жизни и бытом.

— Алексей Александрович, как вы считаете, должна ли светская власть взаимодействовать с Церковью, в частности в районных поселениях?

— Вопрос, с одной стороны, простой, поскольку я считаю, что взаимодействие необходимо, и на территории Плесецкого района оно сегодня осуществляется. Все, что происходит по инициативе Церкви в сфере восстановления храмов или строительства новых, властью поддерживается. Мы помогаем по мере возможности, хотя понятно, что речь о прямых финансовых вложениях не идет. Стараемся обратить внимание на строительство, привлечь к нему предпринимателей, местных жителей, и они откликаются, помогают. Понятно, что это трудоемкий процесс, и такие энергичные люди, как отец Антоний (Ласточкин), настоятель савинского прихода, взваливают на себя эту нелегкую миссию.

С другой стороны, на мой взгляд, нет системного подхода во взаимодействии Церкви и власти, в ином случае мы, как власть, имели бы реальные рычаги помощи. Местные жители тоже должны проявлять инициативу, чтобы именно от них исходило желание строить храмы, возрождать духовную жизнь, но мы понимаем, что для начала и нам надо сделать шаг в эту сторону, чтобы у людей появился такой интерес.

В Плесецком районе есть, конечно, определенные социальные проблемы, что связано как с кризисными явлениями, так и с вопросами внешней политики страны. Но на Руси в тяжелые времена народ всегда обращался к вере, внутренне мобилизовался. Надеюсь, что сегодня эта внутренняя мобилизация также произойдет.

Взаимодействие власти и Церкви требует деликатного, очень внимательного подхода. Полагаю, мы находимся в самом начале становления нас как людей православных. Страна большая, и где-то, например в центральной ее части, этот процесс идет активнее, а на Севере в силу исторических причин и, как ни крути, экономических — находится на начальном этапе.

Тем не менее это движение началось. Мы понимаем, в каком направлении двигаться, – возрождение нашей нации без Православия невозможно. Но хотелось бы последовательности со всех сторон. Нужно более активно продвигать эти вопросы со стороны руководства, в том числе Церкви. Что касается нашего региона, взаимоотношения губернатора Игоря Орлова и митрополита Даниила дают надежду на то, что здесь традиции Православной веры будут развиваться. Помню, на заре своей работы главой администрации МО «Савинское» часто гонял баптистов, неопятидесятников, адвентистов Седьмого дня, которые приезжали к нам со своими проповедями. Они не спрашивали разрешения у власти, и их желание активно проявить себя было откровенно вызывающим. Хотя тут есть чему поучиться. Настойчивость — вот каким путем надо идти, да и старшие советуют: нужно понуждать, Алексей Александрович, наших людей — иногда, к сожалению, без этого не обойтись.

— Минувшее лето запомнилось торжествами, посвященными 25-летию канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ваш район тоже сыграл свою роль в их организации?

— Да, мы встречали на станции «Плесецкая» крестный ход — поезд с гостями, едущими на праздник в Суру. Это была для нас почетная миссия. Позже мы получили благодарственное письмо, адресованное всем сотрудникам, участвовавшим в подготовке торжеств и встрече поезда. Все прошло на духовном подъеме. С точки зрения организации получилось здорово.

— Вы прихожанин храма в честь преподобного Антония Сийского в родном Савинском?

— Я живу в поселке Савинском, но, к своему стыду, не являюсь частым посетителем храма, однако стараюсь в большие праздники приходить на богослужения. С благочинным Плесецкого района отцом Антонием работаем в одной связке, не всегда удается помочь в его начинаниях, и все же мы причастны к той огромной деятельности, которую он ведет на территории района. В первую очередь это строительство храмов.

Ваш школьный педагог поделилась своими воспоминаниями и рассказала, что вы прекрасно поете. А духовные песнопения вам близки?

— Воспоминания Людмилы Семеновны Кунцман (улыбается)… Это было очень давно, когда она была моей пионервожатой. Мы занимались хоровым пением, и я солировал. Пели прекрасные песни о сестренке Наташке-первоклашке и о раненой птице, но это так далеко, в той жизни, которая сегодня воспринимается как сладкий сон, ведь все самое лучшее происходит с нами в детстве.

Что касается духовных песнопений… Вспоминаю крестный ход в честь Иоанна Кронштадтского, тогда я вживую услышал великолепные песнопения, которые исполнили гости. Был поражен качеству исполнения, профессионализму, мне очень понравилось, и хотелось бы такое послушать еще.

Беседовала Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу
19 Фев 2018

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу


Как «самый умный юноша на свете» разочаровался в предметах самого умного факультета, почему судьбы человеческие — защищенный канал связи с Богом, а монашество — любовь? Об этом в интервью нашему изданию рассказывает кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии и публицист иеромонах Симеон (Мазаев).

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
19 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

Святой наших дней
14 Фев 2018

Святой наших дней


Старчество — явление не только древнехристианской и старорусской, но и современной жизни в Церкви. Это своего рода руководство, когда достигший высочайшей духовности и мудрости старец делится этими дарами с монахами и мирянами. Архимандрит Кирилл (Павлов), живший в Троице-Сергиевой лавре, был одним из наиболее почитаемых старцев конца XX — начала XXI века.

Если мы один народ, значит, у нас одна цель
12 Фев 2018

Если мы один народ, значит, у нас одна цель


Предельные условия заполярных земель, добрые мезенцы и лешуконцы, Арктический собор и Патриарший остров, новая стратегия взаимоотношений власти государственной и церковной — эти темы легли в основу размышлений епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова о его епархии.