Когда живем по заповедям Бога, страх уходит

Дата публикации:24.03.2016

Порой кажется, что современный мир откровенно враждебен человеку Как же хранить духовную радость в обстоятельствах, когда после периода относительной стабильности наступили времена экономического упадка, напряжения, войн? Об этом в своей рубрике рассуждает митрополит Даниил.

Чтобы остаться оптимистом, не скатиться в состояние озлобленности, нужно пребывать в традиции, которую имел наш народ, и благодаря которой ничто не могло выбить его из седла. Традиции уверенности, силы, крепости, мужества. Что дает мужество? Все наши добродетели подпитываются, если их не подпитывать, вера ослабевает. Апостолы обращались ко Христу с просьбой укрепить в них веру. Господь отвечал им: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Даже апостолы чувствовали нехватку веры…

Добродетели — не камни, это живоносные древеса, которые дают и тень во время зноя, и замечательные плоды. Вкушая эти плоды, люди живут на земле. Но любое древо подпитывается водой, берет из земли необходимые микроэлементы. Вот так же и мы должны укреплять эту добродетель — мужество. Чем же? И как приобрести ту или иную добродетель? Не в зачаточном состоянии, но в совершенном. Есть замечательные слова молитвы, которую священнослужитель читает вне алтаря: «…Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов». Этот совершенный дар от Бога исходит. Мы имеем многие дары в зачаточном состоянии, как семена, но совершенный дар — терпение, смирение, вера — от Бога. Ученики Господа знали это и просили Его: «Умножь в нас веру» (Лк. 17:5). Господь дает силу, мужество, выносливость и терпение. Мужество и терпение стоят рядом. Господь говорил: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13).

Вот жизнь по закону Божиему: когда подпитываешь свои добродетели живительным соком Его Таинств. Чтобы ничего не бояться, нужно чаще участвовать в Таинствах, читать Евангелие. Там есть слова, которые часто произносил Господь: «Не бойтесь». И еще, что ни один волос не упадет с нашей головы без воли Отца Небесного.

Эти слова можно воспринимать только умом, и тогда они останутся цитатами, которые не греют твою душу. Но восприятие будет иным, если жить христианской, духовной жизнью. Движение к Богу должно быть постоянным. Тогда не будет страха. Господь нас любит.

Завтрашний день в руках Божиих, а не в наших. Ничего без воли Божией не произойдет. Зная это, русский народ всегда был сильным, мужественным, терпеливым. А если же Господь дает крест, который необходим для спасения? Для спасения чего, тела? Нет. Спасения души. Мы каждый день читаем молитву Царю Небесному: «И спаси, Блаже, души наша». Если душа спасена, не страшна гибель тела. Если же ради спасения тела человек жертвует душой, это страшно.

Мы перестали думать о том, что каждый день умирают люди. Они умирают не телом, а душой… Смерть — это разделение, разрыв. Первая смерть — разрыв человека с Богом. В результате родилась другая смерть — отделение души от тела. Когда человек отпадает от Бога, он несчастен, он умирает душой. Причина тому грех. Когда грех пришел в мир, он принес за собой смерть. Уменьшая грех, мы отходим от смерти.

Господь сам прошел через смерть и тем самым упразднил ее. Человек соединился с Богом. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). В момент Крещения это Царство насаждается, и человек выращивает его. Может ли Царство Божие быть без Бога? Конечно, нет. Вот эта, первая, смерть упразднена. Но вторую смерть — разлучение души от тела — Бог оставил. Основной вопрос жизни: «Почему?» На него не может ответить ни один светский институт, но отвечает Церковь словами святых отцов. Ответ следующий: «Грех — отец, у которого два сына: смерть и страдание. Господь сделал так, что дети убивают своего отца. Смерть и страдание убивают грех». Страдания и смерть посылаются людям, которые живут без Бога, чтобы отрезвить их. Войны, катаклизмы — это Божии лекарства, дающие возможность достучаться до людей.

Что для Церкви самое страшное? Выйдем на улицу и спросим об этом. Никто не ответит. Но давайте зайдем в храм Божий и спросим прихожан. Я больше чем уверен: и там никто правильно не ответит, не вспомнит слова святого Иоанна Златоуста: «Самое страшное для Церкви — отсутствие гонений». Как так? Что это такое? Дело в том, что человек «заедается», и у него уже не сердечная, не глубокая покаянная, а механическая жизнь. Да, мы каждый раз просим у Бога в молитве: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Но что такое тихое и безмолвное житие? Тут же и ответ: в благочестии и чистоте. И вот когда Бог видит, что благочестия и чистоты нет, то тихость и безмолвие сменяются некими штормами. Нужно предаться в руки Божии, посмотреть вокруг себя и в первую очередь в глубину своего сердца, увидеть там свою греховность.

Покаяние сейчас стало механической частью нашей жизни. Один богослов приводит пример: идет человек по дороге и вдруг наступает на гвоздь. Его реакция: ой, больно. Человек отправляется к врачу, переживает. А как мы посмотрим на того, кто наступил на гвоздь, идет дальше и улыбается? Подумаем, что человек либо пьян, либо под воздействием психотропных веществ. А в духовном плане? Мы согрешили, и нормальная реакция — плачь, переживание: «Господи, прости меня». А если не больно, это страшное состояние. И как достучаться до человека? Нет воли Божией, чтобы мы страдали, Господь не хочет, чтобы мы болели, мучились. Но Он понимает, что по-другому нельзя.

Все неприятности — это подарки с Неба. Ничего себе подарки, скажем мы. Когда мы проходим через жизненные испытания, становимся добрее. Один человек нечаянно убивает другого. Одному это вменяется в очищение, через страдание и смерть убивается грех. А другому Господь дает встряску, ведь сам себя не заставишь ходить в храм Божий, читать молитвы — тут же он обязан будет делать это. Есть работа, которую никто не видит, она в глубине сердца. Так человек будет исправляться, и это милость Божия. Бог приводит человека в такое состояние, чтобы он спасся.

Задача Отца Небесного — избавить нас от самой страшной болезни, греха. Бог пришел на землю не в блистательной славе, но как нищий и, более того, принял позорную смерть. Он принял такое самоунижение, чтобы мы, как пишут отцы Церкви, смотря на Бога, подражая Ему, избавились от первого страшного греха — гордости и тщеславия. Мы настолько поражены им, что не можем жить нормально, работать нормально, дружить и любить нормально — ничего у нас не получается, потому что мы не готовы терпеть.

Гордость не терпит обличения. «Меня унизили и оскорбили» — Господи, всего-навсего. А как разыгрался бес гордыни, не терпящий унижения, — посмотрели не так, слово сказали не то. Когда человек пропитан гордыней, с ним очень тяжело жить. Гордого лечит только Бог. Он посылает ситуацию, через которую человек может избавиться от греха, если хочет этого. А может и не избавиться. Страшно последнее состояние, которое описано в Книге Апокалипсиса. Бог посылает людям язвы, а они вместо того, чтобы обратиться к Нему с покаянием, обвиняют, хулят Его. Бог посылает лекарства, подарки с Неба, а люди злословят Его…

Основной духовный закон звучит так: многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное. Подчеркну, именно многими. Бывает промежуточное состояние тишины, временное. Как на фронте наступает передышка. Представим, если солдаты скажут: «Нам нравится такое состояние, давайте остановимся, пусть гремят взрывы, а мы тут попируем, повеселимся, годик, два, три, а может, пятилеточку, деревня рядом, хлеб будем сеять, коров пасти»? Мы часто рассуждаем, как эти неразумные солдаты.

Основной духовный закон помнили наши предки, и тем была сильна Россия. Люди, прошедшие блокаду Ленинграда, показали самый высокий пример силы духа. Это необходимо знать будущим поколениям. В 1950-60-е годы наши соотечественники со всей страны приезжали в Ленинград не ради того, чтобы посмотреть на его красоты, они ехали посмотреть на блокадников, пообщаться с ними. От них веяло добротой, милосердием, любовью, они научились уважать друг друга, научились сочувствовать, сострадать. Ленинградцы прошли через страдания и способны были зарядить сердца других людей.

Все, что посылает Господь, мы должны принимать со словами евангельского разбойника: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Вначале эти слова мы воспринимаем только умом, а потом постепенно они начинают доходить до сердца. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что в минуты серьезных испытаний нужно встать перед иконой и произносить много раз: «Слава Тебе, Господи!» — то есть благодарить Бога за посланную скорбь. Тогда эти слова постепенно попадут в наше сердце, и оно наполнится оптимизмом.

Как сказал один поэт:

События жизни во внешней среде

В душе отражаются сильно иначе,

И можно смеяться кромешной беде

И злую тоску ощущать от удачи.

Как точно сказано! Наши предки радовались и в кромешной беде. А сейчас что мы видим? Люди испытывают злую тоску от удачи. Апостол Павел писал: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:8). Я часто сам себе говорю, когда чего-то не хватает, чего-то еще нужно: «Господи, какой я немощный, почему у меня нет чувства довольства, благодарности, радости?» Как только отойдешь от Бога мысленно, на какую-то минуту, чувствуешь, что внезапно нашла темнота. Некомфортно тогда человеку. Потом опять открываешь шторы своего сердца, и солнечный свет наполняет его. Через благодарность, через покаяние вновь чувствуешь заботу и любовь Божию. Ее нужно увидеть и почувствовать в своем сердце через приобщение традициям, через исполнение Христовых законов. Когда живем по заповедям Бога, тогда и радуемся. Страх уходит, приходят терпение, мужество, оптимизм.

Подготовила Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.