Литературный автобус по местам Федора Абрамова

Дата публикации:25.03.2016

Экскурсионные автобусы уже давно курсируют по улицам и площадям городов, связанным с именами известных писателей. Пинежане решили проложить свой маршрут — по деревням и селам, где бывал и встречался с будущими героями произведений знаменитый писатель Федор Абрамов. О проекте «Литературный автобус» рассказали его создатели супруга настоятеля веркольского прихода матушка Мария Еремеева и старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А.Абрамова Александра Федоровна Абрамова.

— Матушка, расскажите, как родилась идея проекта «Литературный автобус»? В чем его суть?

— «Литературный автобус» — это задумка нашей активной прихожанки Александры Федоровны Абрамовой. Она же предложила подать заявку на конкурс «Православная инициатива». Комиссия отметила проект, и приходу святителя Николая деревни Верколы предоставили грант.

На «Литературном автобусе» мы ездим по местам, связанным с произведениями Федора Абрамова. Пассажиры — дети, их родители, прихожане местного храма. Мы хотим пробудить и поддержать в них интерес к истории малой родины, показать красоту культурного наследия Пинежья, а также познакомить с творчеством нашего земляка, рассказать о прототипах героев его рассказов — реальных людях. Все они жили на Пинежье и были подвижниками нашего края — честными, совестливыми, трудолюбивыми и добрыми.

— Александра Федоровна, а были ли у писателя «точки соприкосновения» с Православием?

— Федор Абрамов воспитывался в православной семье. Огромное влияние на него оказала тетушка Иринья. Так писатель ласково называл Иринью Павловну Заварзину, родную сестру матери. Она была верующей, читала Евангелие, жития святых, духовные стихи. Часто в горестные минуты жизни юный Федор Абрамов прибегал в ее дом, находившийся в нижнем конце деревни, и тетушка его утешала. Вместе они читали духовные книги.

«Единственная, может быть, святая, которую я в своей жизни встречал на земле», — так спустя много лет говорил о ней Абрамов. Иринья Павловна была швеей и обычно жила в той семье, для которой работала. Веркольцы вспоминают, что в это время в доме прекращались раздоры, воцарялись мир и покой.

Федор Александрович был коммунистом, но назвать его атеистом нельзя. Главные герои абрамовских произведений несут в себе свет и истинную любовь к людям. О долгих и мучительных поисках веры свидетельствует и работа над незавершенным романом «Чистая книга».

Несколько лет в музее писателя в Верколе работала детская воскресная школа, в которой преподавали священники из монастыря. Сейчас школа возрождается на приходе святителя Николая. Наш совместный проект «Литературный автобус» — это возможность говорить о христианских ценностях, знакомя детей с произведениями Абрамова.

— Часть рейсов автобус уже выполнил. Матушка, что же вдохновляет участников?

— На первую поездку мы приглашали: обзванивали, объясняли, что это такое. На все последующие у нас не хватает мест. Дети и взрослые с большим желанием путешествуют по деревням. Кто-то по-новому открывает для себя личность Федора Абрамова, кто-то впервые слышит о Боге или заходит в местную церковку.

Эти поездки помогают узнать друг друга, посмотреть, чем живут сверстники. Помимо экскурсий в программу включены игры, дети быстро знакомятся, у них появляются новые друзья.

— А как отзываются пинежане о ваших поездках?

— Пинежане принимают тепло, встречают как самых дорогих гостей. На предложение участвовать в проекте откликнулись православные приходы принимающих деревень, дома культуры и библиотеки, детские и взрослые народные хоры, советы ветеранов, женсоветы, ТОСы. Мы заранее обговариваем программу, обязательно посещаем храмы, отец Илья Еремеев совершает молебны. Педагоги и библиотекари проводят экскурсии по деревне, не остаются в стороне и старожилы, дополняя их рассказы интересными фактами. Мы посещаем музеи, созданные сельчанами. Дети и взрослые показывают постановки по произведениям писателя, которые готовят специально к приезду «Литературного автобуса». Гостеприимные жители заботятся и о том, чтобы вкусно нас накормить, ведь в большинстве деревень столовых нет.

У каждого поселения своя история, знаменитые земляки, которыми гордятся односельчане. Очень важно, чтобы об этом знали дети, чтобы сохранялась преемственность поколений. Мы очень благодарны всем принимающим «Литературный автобус».

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересном рейсе «Литературного автобуса».

— Не знаю, можно ли выделить отдельный рейс, каждый получился особенным. Первый маршрут пролег в древнее село Кушкопалу, там будущий писатель год учился в школе и туда потом неоднократно приезжал.

Чтобы узнать о том, как Абрамов создавал северную сказку «Жила-была Семужка», мы приехали на устье реки Юлы.

Руководитель проекта Александра Федоровна рассказала об истории путешествия писателя с другом Михаилом Щербаковым по реке Юле и Юрасу. Затем неожиданно для всех на берегу развернулся кукольный театр. Дети и взрослые с интересом наблюдали за героями сказки — рыбками. Грустный конец «Семужки» затронул детские сердца и заставил задуматься не только об отношении к природе и друг к другу, но и к малой родине, о которой нельзя забывать.

Вторая поездка была в Суру, мы посвятили ее рассказам «Куст рукотворный» и «Иван – строитель». Очень тепло встретили «Литературный автобус» жители деревни Ёркино. Мы услышали историю создания рассказа «Последняя охота» и узнали о прототипе главного героя — знатном охотнике Иване Ивановиче Томилове, однокласснике по кушкопальской школе и друге писателя. Жители показали гостям инсценировку этого произведения, подготовленную специально для «Литературного автобуса». На вечере присутствовали родственники Томилова, которые поделились своими воспоминаниями. Потом все участники с удовольствием прошлись по древней деревне, слушая экскурсовода Екатерину Русанову, побывали в Доме ремесел, смололи на жерновах зерна, из муки сварили кашу, и все желающие ее отведали, а некоторые также поработали за ткацким станом.

Участники рейса помолились в старинной часовне, внутри которой находится древний поклонный крест, поставленный женщинами по обету для защиты скота на полях от диких животных.

Последняя поездка была в Шардонемь, где мы обсудили прототип героя рассказа Абрамова «Сказание о великом коммунаре» - Петра Михайловича Ряхина. Вскоре предстоит совершить рейс в Ваймушу, где раскроется история рассказа «В Питер за сарафаном», и, конечно же, сама Веркола будет принимать «Литературный автобус».

— Александра Федоровна, кем, на ваш взгляд, был Абрамов для Пинеги, пинежан? Что это имя здесь значит сейчас?

— Родная земля всегда притягивала Федора Александровича. Родительский дом писателя не сохранился, осталась только зимняя изба, в которой он появился на свет. Рядышком с Абрамовским печищем, родовым поселением, писатель построил дом, который, говоря словами автора, стал «приютом вдохновения и трудов».

С упоением Федор Абрамов косил траву, поливал деревца, огород, клумбы с любимыми цветами-космеями и много трудился над рукописями. Здесь он создавал цикл рассказов-миниатюр «Трава-мурава», «На моем угоре», роман «Дом».

На родную Пинегу Абрамов вместе с женой Людмилой Владимировной Крутиковой приезжал обычно в конце июня или в первых числах июля. На высоком угоре Федор Абрамов рано утром встречал рассветы, любовался разливом «быстроногой» Пинеги, лугами и полями, засеянными рожью и житом, белокаменным монастырем, уходящими вдаль лесами, чутко вслушивался в пение птиц. Он любил отдыхать на лиственничной чурке и беседовать с земляками и гостями. Извечные вопросы бытия, будущее земли-кормилицы, судьба русской деревни волновали душу Федора Абрамова, не давали покоя.

В одном из своих последних интервью корреспонденту «Книжного обозрения» Абрамов сказал: «Писатель всегда пишет о том, что ему близко, что он хорошо знает, что было заложено в его детстве, и самое, может быть, главное — о том, что его волнует и жжет как гражданина. Моей, всей нашей болью в послевоенные годы была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит, и хлеба духовного, ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности…»

Беды и радости деревенских людей писатель не просто знал, а разделял их, считая собственными, глубоко и лично касающимися его. О роли Пинежья в своей жизни Абрамов говорил так: «Земля, на которой ты родился, притягивает потом всю жизнь. Вообще родная земля — неоценимый клад для писателя… Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками…»

Особенно любил автор слушать старух — «святое племя», так он их называл. Абрамов мог беседовать с ними часами, впитывая рассказы о прежней жизни, о трудных военных и послевоенных годах, которые стали основой для его новых произведений. Многие повести и рассказы родились на пинежской земле. Правда о жизни в деревне нашла отражение в произведениях «Безотцовщина», «Вокруг да около», «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони».

Летом 1979 года Федор Абрамов обратился к своим землякам с открытым письмом «Чем живем-кормимся». Оно было опубликовано в районной газете «Пинежская правда», позднее перепечатано с изменениями в «Правде». Федор Абрамов взывал к совести народной, выступал против равнодушия и пассивности, призывал веркольцев самим навести порядок в своей деревне, а не ждать барина. Читатели отреагировали моментально.

Вот что написал Абрамов в дневнике: «19 августа. Великое счастье — "Письмо" земляки одобряют. Значит, не умерла еще Веркола. Есть, есть еще люди, которые хотят добра и справедливости, хорошей жизни — по совести. И это самое главное… Похвала земляков дала мне крылья. Летаю, а не по земле хожу. И невероятно широкий захват красоты в природе…»

Писатель завещал похоронить себя в родной деревне. Последний приют он обрел на высоком Абрамовском угоре рядом с домом, так символично соединились начало и конец его жизни.

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.