Церковь и армия — единство в служении

Дата публикации:18.05.2016

Космодром Плесецк — один из крупнейших в мире, самый северный, основанный в 200 километрах от Архангельска в 1957 году. Войсковые части Воздушно-космической обороны окормляет протоиерей Артемий Эмке, помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими. Справиться с духовными задачами ему помогают офицеры. Мы беседуем в штабе космодрома в городе Мирном с отцом Артемием и полковником Евгением Сгибневым, заместителем начальника космодрома по работе с личным составом.

— Отец Артемий, Евгений Валерьевич, было бы интересно узнать: как видит работу с воинами священник, а как начальство космодрома?

— Мы постоянно взаимодействуем в вопросах воспитания и духовного просвещения, — отвечает полковник Сгибнев. — В коллективных и в индивидуальных беседах стараемся настроить личный состав на добросовестное служение Отечеству. Кроме просветительской работы, которую ведут отец Артемий и благочинный Плесецкого округа отец Антоний (Ласточкин), идет работа, направленная на выполнение задач по предназначению, — чтобы сплотить людей, подготовить и провести пуск ракет либо провести другие мероприятия, связанные с боевой готовностью. На это и настроена наша работа.

Военнослужащим по призыву уделяется большое внимание. Отец Артемий проводит с ними духовные беседы, среди слушателей определяются те, кто хотел бы покреститься, исповедаться, причаститься.

Знаете, сейчас настало время понимания, что армия и Церковь едины в своем служении Отечеству и народу. Православие не просто историческое наследие, шанс приблизиться к истокам, оно необходимо. Мы с помощью священников направляем ребят. Такая работа действительно приносит плоды.

— Одним из таких плодов можно считать инициативы военнослужащих по строительству храмов в частях; значит, для людей это важно, — полагает отец Артемий.

— По инициативе солдат или офицеров?

— Офицеров в первую очередь, они вносят пожертвования, а рядовым не всегда хватает на конфеты. Но они трудятся в храмах, помогают. Когда любой храм строится, всегда есть помощники. В частях космодрома четыре церкви, и есть планы на постройку пятой на территории госпиталя.

— Много ли новобранцев, которым становится близко Православие?

— 90 процентов новобранцев себя позиционируют как православные, — отвечает Евгений Валерьевич. — Понятно, что многие не посещали храмы, не имеют опыта церковной жизни. Но в анкете вероисповедание должно быть указано, чтобы было понятно, с каким контингентом мы работаем. Есть и представители других религий.

— По поводу тех, кто откликается непосредственно на проповедь священника: если, допустим, аудитория у нас 100 человек, то из них 20-30 потом приходят на исповедь. Наша задача не просто поговорить, а пригласить к каким-то действиям, — поясняет отец Артемий. — Мы говорим об общих для всех духовных болезнях и объясняем, каким образом Церковь предлагает человеку избавиться от них, получить помощь свыше и победить свой духовный недуг. 20-30 человек из сотни, мне кажется, хороший отклик.

— А что в перспективе?

— Космодром существует для выполнения задачи, которую ставит государство, Верховный главнокомандующий, министр обороны — Россия должна иметь гарантированный доступ в космос, — говорит полковник Сгибнев. — Соответственно на это нацелены тренировки, командно-штабные учения. Есть и другие задачи – заботиться о внутреннем состоянии каждого человека, который служит на космодроме, чтобы он понимал свою ответственность по защите Отечества, был законопослушен, терпим к другим религиям.

— Важно, чтобы солдат осознавал, что год не вычеркнут из его жизни, не напрасно прожит, что это — исполнение религиозного, духовного долга — убежден отец Артемий. — Неслучайно в присяге есть слова о выполнении священного долга по защите Отечества. Когда на религиозном уровне молодой человек мотивирован, если для него защита Родины — Богом данная заповедь, он по-другому начина ет относиться даже к повседневным обязанностям: ответственно, честно. И он опять же чувствует, что свыше помощь также подается.

Люди сейчас страдают серьезными духовными язвами, и в армии это тоже проявляется. Моя задача — разглядеть проблему, поддержать человека. Иногда после бесед советую командирам присмотреться к таким воинам. Ведь состояния бывают разные, и порой пограничные. Чтобы уравновесить настрой коллектива, важно присутствие человека, которого воспринимают не как начальника. Необходим тот, кто пожалеет, подскажет, где взять силы. Неслучайно к священнику обращаются «отец», ведь его задача — отеческое попечение.

Хотя есть и психологи, в основном женщины, которые тоже имеют такие ключики, умело с ребятами взаимодействуют, так мы делаем одно дело. Они своими техниками – играми, тренингами, анкетированием, я своими — беседами, таинствами. Бывает, что дома что-то происходит, у человека травма и надо ему помочь, чтобы это зажило, пытаешься утешить, найти слова, чтобы ободрить: «Помолись за родных, Господь поможет, Господь управит».

Еще один момент. Сейчас много сектантов, их нужно бы отправлять на альтернативную службу, тех же адвентистов седьмого дня, которые не хотят брать оружие в руки, принимать присягу. Случаев таких немного, но они есть. Когда в разговоре показываешь, насколько противоречивы его убеждения, он видит, что есть другой взгляд на библейскую заповедь «не убий».

Раз таких людей не комиссуют, надо создать приемлемые условия для их службы, чтобы они не были изгоями. А они, между прочим, себя воспринимают как мучеников за веру: «Да, я готов страдать, туалеты мыть весь год моей службы, но я страдаю за Христа, поэтому у меня радость на сердце». Нам нужно понять его мотивацию, помочь ему.

— Поддерживаете ли вы отношения с ребятами, которым помогли?

—Конечно, есть те, кто приходят и благодарят. В учебном центре за полгода солдаты успевают по 2-3 раза исповедаться, причаститься, кто-то принимает таинство Крещения. Ребята отправляются домой с уже сложившейся системой духовной жизни. В армии для них открылась глубина и важность нового для них измерения жизни. Мы постоянно говорим, что здесь можно начать духовный труд, укрепиться, поскольку искушений меньше, чем в миру, а затем, с Богом в сердце, пойти в мир, полный соблазнов, и устоять в своей вере, в своем желании жить по закону Божиему.

У нас сложилась добрая традиция: космодром помогает приходу, направляет солдатиков, которые служат в алтаре, на клиросе, помогают на богослужениях, и не только в храме Архангела Михаила. Мы много ездим. В тех частях, где нет стационарного храма, привозим походный алтарь. Ребята-солдаты помогают все установить, приготовить. Не всегда те, кто приходит служить в качестве помощников, имеют опыт церковной жизни, но достаточно быстро воцерковляются. За последние шесть лет человек 15 служили при храме. Они, конечно, звонят, пишут, даже в семинарию поступают. Хотелось бы в перспективе их собрать, например, когда храму исполнится 20 лет, чтобы пообщаться, вспомнить совместное служение. Вот такое братство алтарников-воинов.

— Откуда приезжают ребята на космодром?

— Изо всех уголков России, — отвечает полковник Сгибнев. — Принцип экстерриториальный, местных у нас единицы, ребята приезжают из Черноземья, из Поволжья, практически отовсюду. Военнослужащие разных национальностей, разнородный коллектив, чтобы его сплотить, и нужна наша работа.

— Приглашает ли космодром интересных людей для общения с солдатами и офицерами?

— В воинские части много лет подряд приезжают миссионерские группы из Свято-Тихоновского университета. Ребята дают концерты, проводят просветительские беседы. Это для солдатиков хорошо, потому что с ними разговаривают не только умудренные опытом священники, но и их ровесники-студенты, которые уже обрели Бога и хотят поделиться своей радостью веры. Думаю, общение продолжится, тем более что одна из задач строительства большой воскресной школы в Мирном состояла в том, чтобы в ней могли останавливаться люди, которые приезжают с такой миссией на космодром.

— Интересные люди к нам приезжают. Для кого-то они будут нравственными ориентирами, — убежден полковник Евгений Сгибнев. — На встречи приходят офицеры, военнослужащие по призыву, гражданский персонал — все, кому интересно. Такая работа только на благо, у командования космодрома и Церкви одинаковое понимание этого.

Беседовала Людмила Селиванова

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №1, 2016 год

 

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.