Как Господь видит женщину?

Дата публикации:25.07.2016

В канун праздника святых жен-мироносиц  митрополит Даниил поздравил женщин, пожелав им мира душевного, радости на сердце и любви. Владыка также ответил на вопрос наших читательниц: «Как Православная Церковь видит женщину в современном мире?»

 Я бы скорректировал этот вопрос: как Господь видит женщину? Он создал ее помощницей мужчины. Так сказано в Писании. Одна верующая женщина поделилась: приобретя жизненный опыт, она рассказывает своим знакомым о том, что люди не чувствуют мира в душе, потому что часто в семьях жизнь неправильная. А ведь это страшно, когда человек в немирном состоянии духа. Значит, не идут ни личная жизнь, ни работа, ни учеба… Человек, как говорят, не в своей тарелке, встал не с той ноги. Мы хотим мирного состояния духа для того, чтобы самореализоваться. Великолепную картину можно нарисовать лишь в мирном состоянии духа. А вот, к примеру, ведет человек машину, и вдруг звонок с плохими новостями, водитель вышел из мирного состояния, позабыл посмотреть в зеркало, позабыл показать поворот, не заметил пешехода, в результате он не только себя может травмировать, но и других людей. Вот что происходит, если человек не в своей тарелке.

Что означает «быть в своей тарелке»? Бог выстроил такую иерархию в семейной жизни: муж — жена — дети. И эта цепочка жизнеспособна до тех пор, пока ни одно звено не выйдет из строя. Сейчас детям пытаются навязать представление о том, что не нужно слушать отца и мать.  Но дети будут несчастны, не почитая своих родителей. Пятая заповедь Бога гласит: «Почитай отца твоего и мать твою» (Втор. 5, 16) — и тебе будет благо, то есть хорошо. Причем не просто хорошо, есть еще второй подарок – будешь долголетен на земле.

Если дети нарушают заповедь, перестают слушаться, в семье воцаряется беспорядок. Тот же беспорядок, если жена не исполняет волю мужа, а муж не любит жену. Божественную формулу семьи апостол Павел приводит в послании к Ефесянам:  «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:22-25)

Есть то, что придумано не нами, — модель, которая не обсуждается, как приказы на фронте. В одном случае женщина может не послушать мужа: когда он запрещает верить в Бога и водить детей в храм.

Почему христианские семьи более крепкие? Потому что у них есть некий третейский судья — это духовный отец. Если возникло непонимание в семье, муж с женой спрашивают у него, как поступить не по-мирски, а по-духовному? Батюшка подсказывает, как правильно, и семья идет к этому знаменателю. Это не значит, конечно, что мы в один момент изменимся. Бог награждает не за то, что мы выдаем результат, а за наше устремление, за волю, за ревность, то есть искание, продвижение вперед, горение сердечное. Но ревность хороша, когда она ограничена послушанием воле Божией, Закону Божиему. Как легко жить, когда человек отказывается от своей воли.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что раньше, подвизаясь в монастырях, люди приносили великие плоды духа. Самый главный из них — плод покаяния, который подразумевает нищету духа, плачь, кротость, и так доходит до самого «вкусного» плода, называемого любовью. В прежние времена было много духоносных отцов. Это связано в том числе и с тем, что тогда с детства приучались быть в послушании у родителей.

В современном мире роль женщины должна становиться весомее, ведь мы постепенно отходим от Ветхого Завета и должны все более углубляться в Новый Завет. В мире четыре основные религии, и в трех из них женщина находится в униженном состоянии, потому что через нее вошел грех или, как в буддизме, она является главным источником соблазна. А почему в христианстве этого нет? Потому что Господь пришел и уничтожил грех и Адама, и Евы. В христианстве отношения другие — отношения на основе любви и понимания.

Ангелы, небожители смотрят на состояние наших душ, а они, оказывается, имеют разный цветовой фон, есть прозрачные, светящиеся, а есть темные, с дурным  запахом. Дурной запах – это грехи, страсти. Самое главное — состояние человеческой души, а пол вторичен. Есть, конечно, разные степени служения. Я приехал в США, и мне сказали, что у них есть мужчины, которые обижены на Бога за то, что Он дал женщинам возможность рожать, а мужчинам нет: почему нет равноправия, я бы насладился материнством. А есть женщины, обиженные на Бога: почему главенствующая роль дана мужчине? Но человечество — единый организм, в котором все устроено благоразумно. Иначе тогда пускай мизинец обижается на глаза, пятка на руку и прочее. 

Повторю, что степень служения на земле у каждого разная. Жаль, когда женщина занимается неестественным для нее делом. Есть правая и левая руки. Правая работает больше, потому что так положено. Когда один в семье поражен, а есть разные болезни — паралич, онкология, алкоголизм и даже лень,— тогда женщина, «левая рука», берет всю нагрузку «правой руки» на себя. Это неестественно, конечно же. Бог так устроил: вазой не должно забивать гвозди.

В Священном Писании  не говорится, что женщине можно делать, а чего нельзя в плане профессиональной деятельности. Если есть талант водить автомобиль, пусть она водит его, получает от этого удовольствие, еще что-то – пожалуйста. Я считаю, что женщина — более тонкий инструмент, с чутким сердцем, и лучше всего ее дары раскрываются при работе с детьми. Женщина, занимающаяся политикой, думаю, бывает несчастна в какой-то мере, потом, возможно, привыкает. Но это, конечно, допускается, когда «правая рука» поражена.

Какое  слово  –  «замужем»! Вот тогда женщина сильна. А мужчина силен, когда у него крепкий тыл. Нет же спора между войсками тылового обеспечения и теми, которые на передовой. Так и между мужчиной и женщиной. Семья — малая Церковь, и в ней должно быть понимание структуры: старшие подчиняются Богу, своим властям, они хорошие граждане своего Отечества, а младшие находятся у них в послушании. Вот тогда будет благо и родителям, и детям. Наша «тыловая служба» под названием жены-мироносицы  делает все, чтобы другая часть могла идти в наступление, выполнять свои прямые обязанности, не оглядываясь назад. В то же время тыл может спокойно заниматься своими обязанностями, не бояться, что прорвут фронт и зайдут враги. Мы должны друг друга понимать, поддерживать, и тогда Божественная помощь – милость Божия, благодать – будет нас подпитывать. 

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.