Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Архангельского и Холмогорского

Дата публикации:06.01.2014
Вновь Господь сподобил нас прославить Его Пришествие на нашу землю. Это реальное событие, произошедшее более 2000 лет назад в Палестине, обстоятельства которого достаточно хорошо известны нам по Евангельским повествованиям. Но это не значит, что, из года в год празднуя Рождество Христово, мы всего лишь вспоминаем исторические факты, так далеко отстоящие от нас и во времени, и в пространстве. Нет, нам дарована возможность прикоснуться к духовной реальности этого события, стать его непосредственными участниками. 

С момента изгнания из рая всё человечество погрузилось в греховный сон, пребывало во тьме и сени смертной (Ис. 9, 20). Лишь малая его часть, избранный народ, остаток (Ис. 10, 20) сохранял веру в грядущее избавление. Величайшие праведники Ветхого Завета, видя всеобщее отступление, подвергаясь скорбям и преследованиям, страдая от сознания собственной нечистоты, могли лишь пророчески повторить вместе с Иовом: «Я знаю, Искупитель мой жив… и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19, 25-26). 

И избавление приходит. Как пастырь из Евангельской притчи спускается с гор, чтобы найти одну-единственную заблудившуюся овцу и на своих плечах принести обратно, так Сам Господь, Пастырь Израиля (Пс. 79:1), спускается в наш мир, чтобы возвести нас к Себе. Источник света спускается во тьму, чтобы осветить её изнутри; Творец принимает природу твари и изнутри разрушает порочный круг греха, страданий и смерти. 

У каждого из нас есть свой опыт богооставленности, когда духовная жизнь как будто угасает, все кажется бессмысленным и бесплодным, одолевают скорби или свои собственные греховные немощи, когда кажется, что сил больше нет, а помощь всё не приходит. Как важно в такие моменты не потерять надежду на Бога и, пребывая в молитве, смиренно ждать, подобно древним израильтянам, что Он Сам обрящет нас, как заблудшую овцу, и во тьме нашей души, как во мраке вифлеемской ночи, воссияет свет божественного утешения. Как важно подражать смирению и глубокой вере тех, кто сподобился на земле встретить Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим! 


«Тот, кто с послушанием и смирением приступит к Господу Иисусу Христу, тот никогда более не пожелает от Него разлучиться», - пишет святитель Николай Сербский. Добавим – с верой и надеждой; приступим так к Господу, чтобы не растратить Его дар втуне. 

Дорогие отцы, братья и сестры, минувший год ознаменовался для нас многими радостными событиями. Всё ближе к завершению строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора. Оно потребует ещё немало усилий, в том числе и нашей общей молитвы. Особое внимание мы уделяем прославлению новомучеников и исповедников – тех, в чьей немощи так явно проявила себя сила Божия! Ожидаемое вскоре открытие музея, рассказывающего об их подвиге, должно помочь нам усвоить данный ими урок. 

Особенно нам дороги сегодня труды мирян. Социальная, миссионерская, образовательная деятельность Церкви невозможна силами одного духовенства. От священнослужителей зависит многое, но, по слову апостола Павла, мы все члены единого церковного тела (1Кор. 12). Сознательное пребывание в Церкви невозможно без участия в её многообразной жизни. 

Молитвенно желаю вам духовной радости в этот великий праздник, возрастания в вере, любви и смирении. Призываю на вас благословение Божие. 

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 

Рождество Христово 

2013/2014 г.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.