Гаванская встреча. Все опасения надуманны

Дата публикации:14.09.2016

Попытки экуменизма на официальном уровне полностью провалились. Слишком глубокими оказались разделения между Православием и католицизмом, чтобы можно было говорить об объединении. Но мы сейчас должны стать плечом к плечу с католиками, чтобы остановить убийства и преследования христиан по всему миру, считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, известный специалист по истории католицизма Борис Филиппов. Давая интервью «Вестнику Архангельской митрополии», ученый поделился своими мыслями о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском и о новых веяниях в Ватикане.

О Гаванской встрече

 Все знают, что в XI веке начался Великий раскол (Великая схизма) Христианской Церкви. Это не был единовременный акт, как иногда говорят и пишут, и даже называют конкретную дату — 1054 год. Это был длительный процесс, который занял почти 300 лет, в результате которого единый христианский мир раскололся. Это была тяжелая травма. И до середины XV века прилагались совместные усилия по восстановлению разрушенного единства. А после Флорентийского собора (1439–1442) уже никаких усилий не предпринимали. Раскол стал свершившимся фактом, контакты между Западной и Восточной Церквами прекратились на долгие столетия. Они возобновились только после Второго Ватиканского собора (1962–1965) и носили очень ограниченный характер. И сегодня речь не идет об объединении Церквей. Слишком далеко за эти столетия мы разошлись. Опасения надуманы.

Сегодня речь идет об объединении сил для защиты христиан различных вероисповеданий (православных, католиков, протестантов) от радикальных мусульман, буддистов, индуистов в странах Азии и Африки. Речь идет об их (христиан) жизни и смерти. Те гонения на христиан, которые послужили причиной для Гаванской встречи, начались около 30 лет назад. Первая книга о преследованиях появилась в США в 1997 году. То, что христиане, которых около 2 миллиардов во всем мире, не могут объединиться и защитить своих братьев по вере, не очень хорошо нас характеризует. Откройте Евангелие. Как много там говорится о необходимости единства. Поэтому сейчас мы должны научиться совместным действиям по противостоянию злу во всех его проявлениях.     

Совместные действия христиан не выдумка. В нашей стране в советский период христиане различных Церквей и объединений научились сотрудничать перед лицом гонителей, помогать друг другу.

Опыт, которым уже обладает Западный мир, опыт сотрудничества Церквей и религиозных организаций в решении общих проблем существует. Например, законодательство западных стран разрешает аборты. Что могут сделать Церкви и религиозные организации?  В 1980-е годы в Америке ряд религиозных лидеров договорились и совместно выступили против абортов, переломив ситуацию. Они доказали, что аборт – это убийство. И сегодня мы занимаем первое место по абортам, а не Америка. В Германии по соглашению с правительством Католическая Церковь создала консультационные пункты, где женщинам объясняют, что аборт — это убийство, чтобы они понимали, что делают.  И ни одна клиника не имеет права делать аборт, если не получена справка о том, что женщина (безразлично, какого вероисповедания) эти лекции прослушала. Это не разрешение на аборт, но требование того, чтобы женщина понимала, что  совершает.

И если вписать Гаванскую встречу в контекст противостояния христианских Церквей всему аморальному и преступному, то ее целью было преодоление возникшего за столетия психологического барьера, препятствующего объединению усилий для противостояния злу. Можно надеяться, что этот психологический барьер будет преодолен. И единство действий в решении тех или иных общих для всех нас проблем станет реальностью. И прежде всего для защиты христиан от уничтожения.

О влиянии римских понтификов на политику западных стран

Степень влияния того или иного папы полностью зависит от его личного авторитета.  В XIX и XX веках было всего несколько пап, обладавших таким авторитетом.

Таким папой был Иоанн Павел II, у которого установился личный контакт с американским президентом Рейганом, и можно говорить о его влиянии на Рейгана, хотя тот был протестантом. Можно говорить о влиянии Иоанна Павла II на немецких (ФРГ) руководителей. И Рейган, и немецкие канцлеры, и министры иностранных дел обращались к нему за советом, когда речь шла о СССР и социалистических странах.

С другой стороны, американский католический епископат еще лет 40 назад пытался диктовать избирателям-католикам, как им голосовать. Теперь уже перестал это делать. Сегодня избиратели не любят, когда им навязывают решение. Поэтому в США перед каждыми выборами епископат выпускает брошюру, где объясняется позиция Католической Церкви по всем спорным проблемам. А избиратель сам осознанно решает, голосовать за того или иного кандидата или нет. Сегодня любое покушение на личную свободу вызывает сопротивление, и Церковь очень аккуратна в этой ситуации. Она говорит, что такое хорошо и что такое плохо, и тем самым оказывает колоссальную услугу обществу, которое в этом очень нуждается.

Об антиамериканизме Папы Франциска

Папа Франциск — первый за последние десятилетия папа, который принимает решения «без оглядки» на США. В его антиамериканизме просматривается латиноамериканизм. В Латинской Америке не любят янки.

Это уже априори позволяет ему самому оценивать американскую политику, не принимать ее как Богом данную, а размышлять над ней и выражать свое согласие или несогласие. В этом смысле Франциск свободнее любого другого Папы. Скажем, Иоанн Павел II приехал из Польши и, как все выходцы из Восточной Европы, поначалу демонстрировал преклонение перед Америкой. Позже оно прошло. А у Франциска его не было изначально, поскольку он родом с континента, на котором Америка поддерживала кровавые военные режимы. Он своими глазами видел, что американцы небезупречны и небезгрешны.

О проблеме униатов на Западной Украине

Проблема осталась, но изменилось отношение самого Папы, предшественники которого то поддерживали, то не поддерживали униатов в зависимости от целей, которые они ставили в отношениях с РПЦ и СССР. У Франциска нет этих исторических предубеждений, нет представления о том, что он кого-то обязан поддерживать. Он сохраняет трезвую голову, позволяющую ему самостоятельно делать выводы.

История униатов – это очень тяжелая история, которой свыше 400 лет и изменить которую ни Папа, ни мы не в состоянии. Выражаясь образно, можно сказать, что для Ватикана униатская проблема подобна чемодану без ручки, который бросить жалко, а нести невозможно. Это трагическая ситуация, которая сложилась за столетия. В советское время униатов пытались уничтожить, но насильственное объединение с православными не удалось — из подполья вышла Церковь с епископами, священниками и миллионами верующих. При этом речь идет о многомиллионной пастве во всем мире – как Католическая Церковь может ее бросить?

Но никакой перспективы у них нет. То, о чем говорил папа – что этот путь восстановления единства себя скомпрометировал  – чистая правда. Униаты обречены на вымирание, хоть они с этим и не согласны.

Католики давно отказались от идеи унии. Павел VI не поддерживал униатов, Иоанн Павел II при всем уважении к их мученичеству отказался дать им патриархат.

Их нужно было держать под контролем, потому что они в силу вынужденного радикализма способны на непредсказуемые действия. Они должны были бы стать национальной Церковью всей Украины, а не только западной. Это определяет их активность, определяет их радикализм.  Поэтому Ватикан их побаивается. Униаты негативно восприняли декларацию Патриарха и Папы, потому что боятся, что их бросят. Опыт Павла VI – они здесь страдали, а Ватикан их не поддерживал. Они думают, что это повторится.

 О распространении харизматических сект

 Ещё до возникновения харизматического движения католики начинают думать о том, как его интегрировать. Они создают для него богословие. В этом принимают участие крупнейшие католические богословы. И все они одобряют само явление харизматиков, все крупнейшие богословы, включая Ратцингера, будущего папу Бенедикта XVI. Для меня это совершенно непонятно.

На II Ватиканском соборе был принят тезис о том, что миряне являются носителями даров Святого Духа. А через несколько лет начинается католическое харизматическое движение, и его в Католической Церкви холят и лелеют. Папа Франциск первым из римских понтификов стал посещать бдения харизматов. Приходит и просит, чтоб за него помолились, на него возложили руки, он хочет посмотреть, сойдет ли на него Святой Дух. Его можно понять — в мире насчитывается уже более 600 миллионов харизматов. В Бразилии уже половина католиков примкнула к этому движению. Они не ушли из Церкви, но перестали быть традиционными католиками. Им не нужны священники, им не нужна церковная структура. Но Ватикан не может смотреть, как от него уходит к харизматикам паства, и ничего не делать.

 Об экуменизме

 Все попытки экуменизма на официальном уровне провалились. Нынешний папа заявил, что успех экуменических контактов возможен только на уровне  человеческих отношениях. В богословские договоренности Франциск не верит, он считает, что путь к объединению лежит через совместную молитву, совместные богослужения, совместные действия. Он пытается изменить место Римского Папы в Церкви. Нельзя сказать, чтобы он отказался от титула викария апостола Петра, но он постоянно подчеркивает, что он только первый епископ среди епископов — видимый символ единства Церкви, Западной Церкви.

 

Записал Михаил Насонов

 

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.