Дирижер Николай Хондзинский: Все начинается от Бога

Дата публикации:31.10.2016

Имя города в честь Архангела Михаила, несомненно, выделяется среди имен многих других городов, но мы, жители области, зачастую забываем о необычной истории родного края. Московский дирижер и художественный руководитель уникального проекта - камерной капеллы «Русская консерватория» - Николай Хондзинский стал гостем города этой осенью. Маэстро выступил с Архангельским государственным камерным оркестром в Биржевом зале Гостиных дворов.

Николай поделился размышлениями о творчестве, божественном происхождении музыки и городе Архангела.

Николай Павлович, как и когда Вы решили стать дирижером?

Это не было внезапным решением, я шел к этому постепенно. Можно сказать, я мечтал об этом еще в раннем возрасте, но, скорее, как о чем-то неисполнимом. Сначала учился в музыкальной школе по классу скрипки, однако в училище поступил уже на дирижерско-хоровой факультет. А дальше - постепенно все начало воплощаться так, как я даже не представлял себе в детстве.

Бывает так, что в начале обучения в колледже студенты мечтают или ставят себе цель исполнить определенное произведение на выпускном экзамене. Была ли у Вас такая цель или мечта?

Нет, тогда это не было связано с конкретными сочинениями, поскольку в музыкальном колледже я учился на дирижерско-хоровом отделении, а хоровой репертуар – особый, и студенческому хору, все же, он открыт не весь. Но ближе к окончанию консерватории, уже по оркестровой дирижерской специальности, возможности были намного шире, и, к счастью, мне удалось осуществить цель, исполнить знаковое сочинение - Фортепианный концерт Бориса Чайковского. Выбор произведения был непростым, потому что как тогда, так и сейчас остается множество сочинений, которые хотелось бы исполнить, и многое пока - в разряде целей, желаний.

В программе концерта камерного оркестра значится произведение Вашего преподавателя Юрия Абдокова. Случалось ли Вам наблюдать его композиторскую творческую работу?

Наблюдать как он сочиняет? Думаю, вернее сказать - нет. Это такой процесс (некое таинство?), за которым вряд ли кто-то из посторонних может наблюдать. Я уверен, что создание произведения, - когда нечто несуществующее, или существующее пока еще в невидимом мире, вдруг проявляется на бумаге, - не должно быть открытым для «зевак». Но я видел иконы на пюпитре фортепиано, за которым Юрий Борисович работает. Думаю, увидеть это гораздо важнее, нежели подсматривать за процессом сочинения. Увидеть, через что проходит его музыка.

В 2014 году в Москве состоялось премьерное исполнение поэмы для оркестра Ю. Абдокова «Птицы под дождем». Чем оно вам запомнилось?

На самом деле, премьерному исполнению предшествовала запись произведения, и я был уже хорошо знаком с этой музыкой. Скажем так: премьера была долгожданной, так как наконец удалось исполнить это сочинение в концерте. А его фрагменты возникли еще до того, как произведение стало полноценной поэмой. Так сложилось, что у меня эта музыка очень ассоциировалась с моей дочкой, которой на то время было еще только 2 года. Мне кажется, детская чистота и трогательность - вот что лежит в основе музыки. Премьера состоялась в Москве, в католическом соборе на Малой Грузинской улице. Там акустика очень интересная и непростая, настоящая соборная акустика, которая очень здорово подходит для такой музыки: кажется, что птицы действительно взлетают. Там каждый порыв в оркестре отдается на весь собор, и это сильное впечатление как для музыкантов, так и для слушателей.

Вы говорили о том, что музыка может сделать присутствие Бога ощутимым даже для неверующего слушателя. А какую роль может сыграть музыка на пути воцерковления человека?

У каждого свой путь. Но музыка может тронуть так, как ничто другое. Слушатель может ощутить, подчас, что Бог рядом. Это необъяснимо, но опыт многих поколений подтверждает, что это правда. Недаром блаженный Августин пишет, что музыка – один из даров Божиих, неслучайно царь Давид использовал музыкальные инструменты. И, кстати, не только в хвалебных псалмах, но и в покаянных. Значит, это знали всегда. Мне думается, есть вещи, которые иначе никак нельзя передать человеку, кроме как музыкой. Она как «надсловесный» язык, который способен выразить то, что уже не вмещается в человеческие слова. Когда человек профессионально занимается своим делом и глубоко погружается в его суть, будь то физика, химия или что-либо другое, он рано или поздно придет к тому, что все начинается от Бога. Так же и с музыкой, важно только открывать свое сердце для восприятия.

Вы были в Архангельске с концертом в 2012 году. Появились ли у Вас новые впечатления в этом году?

Тогда была зима, это был февраль, особенно по городу не погуляешь. Сейчас погода замечательная, и есть возможность больше походить по центру. Конечно, очень здорово в исторических районах, где сохранились здания 19 века, деревянные дома. Наверное, единственное, что расстраивает, – много появляется вокруг стекло-бетонного «новодела», который подчас мешает увидеть образ русского города, возникающий в воображении. Но, конечно, такая ситуация сейчас не только в Архангельске. Мне безумно нравится название этого города. И часто хочется, чтобы всё ему соответствовало… Здесь разница между названием и видимой реальностью больше заметна: жителям уже привычно имя города, а для меня оно каждый раз звучит необычно и заставляет задуматься.

Беседовала Ширяева Анна

 

Фото к публикации:

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!