Надежды, адресованные Богу

Дата публикации:21.07.2017

Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива. А если так, что же остается ценным, вечным, что не меняется? Рассуждает священник Андрей Алексеев, клирик Никольского храма Архангельска.

Думаю, среди людей нет абсолютных традиционалистов и абсолютных новаторов, по крайней мере, я таковых не встречал. Нам одновременно свойственна и ностальгия по прошлому, и стремление к «светлому будущему». Причем ностальгируют не только отдельные люди, но и целые народы и культуры, создавая мифы о «золотом веке» — времени, когда всё было лучше и в превосходной степени. Преклонение перед прошлым — часть нашей природы, а почему именно так, можно долго рассуждать.

Мне как христианину близка мысль о том, что люди были созданы для блаженной жизни в раю, утратив которую, стали оборачиваться назад в поиске прошедшего идеала. Схожие мысли есть и в античной философии, например, в платоновской теории припоминания. С другой стороны, мы живем во времени, в котором каждый прожитый час, день, год уникален и никогда не повторится. Поэтому нам свойственно «ловить момент» и стремиться к чему-то новому.

Парадоксальное сочетание: одновременно идеализируем прошлое и с надеждой стремимся к будущим горизонтам. Людям в принципе свойственны парадоксы, мы же не машины, в конце концов. Христиане должны быть особенно чутки к этой тонкой человеческой особенности.  Думаю, это укоренено в самом Писании. Например, «начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Как так? Чтобы возлюбить Бога, сначала Его нужно убояться? Парадокс, но на практике работает, и святоотеческий опыт тому подтверждение. Или другое парадоксальное: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9).

Если читать Новый Завет внимательно, то можно разглядеть и устремленность в будущее, и здоровый консерватизм. Евангелие от Иоанна заканчивается на творческой ноте: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:24).

Евангелие не останавливается на «букве», но содержит в себе творческий потенциал, который всегда идет вдаль и не вписывается в рамки. С другой стороны, у апостола Павла читаем: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Само Священное Писание открыто будущему, но с всегдашней опорой на прошлый опыт.

Ни прошлое, ни будущее не нужно абсолютизировать, следует подходить ко всему здравомысленно, со знанием дела. Скажем, есть произведение искусства — ключ, изготовленный средневековым немецким мастером. Современные ключи по сравнению с ним ширпотреб, но этот искуснейший ключ не откроет самого примитивного замка массового производства нашего века. Итак, не нужно замыкаться в прелести и шарме отдельной эпохи. Да, она была хороша, создала свой продукт. Но все течет, все меняется, нынешние коллизии требуют свежих взглядов и современных идей.

Коварность в порождении нового заключается в том, что накопление изменений количественных в некоторый момент переходит в трансформации качественные! Так возникают неоднозначные, невиданные доселе явления. И далее мы выходим на вопросы, к примеру, биоэтики и трансплантологии. Совершенно естественно стремление облегчить жизнь: поставить протез руки или ноги. А если заменить голову!? При смене мозга останется ли личность? Сохранится ли тот же человек с прежней памятью? С одной стороны, есть количественный показатель: ногу пересадили — нормально, руку — нормально, почки — нормально. А когда речь идет о смене мозга, мы подступаем к рассмотрению уже качественной границы личности. Какова тут граница допустимого?

Наука вплотную подобралась к той черте, за которой ясно прослеживается перспектива вторжения в тайны человеческого естества. К примеру, уже разработаны технологии, позволяющие «смотреть телевизор» не с внешнего устройства, а непосредственно получая импульсы в участок головного мозга, отвечающий за зрительную картинку? В этом случае, опять же, количественный показатель новшеств может привести к изменению качества — останется ли человек человеком после этих изменений.

Нерастворимый, непреходящий «осадок» в человеческой природе, неподвластный никаким веяниям и тенденциям, — вера, устремления и надежды, которые мы адресуем Богу, то есть наши с Ним отношения. Суть Евангелия — Благой Вести — как бы по-современному это ни звучало: «Ты не умрешь!»  Для этого Христос приходил на землю, страдал и был распят. Каким образом мы обретем бессмертие? По образу Христа. Он умер и воскрес. Господь гарантировал всем бессмертие с учетом опыта, который мы приобретаем на земле. Кого и что я любил, во Христе не обнулится, а сохранится и преумножится, и преобразуется в совершеннейшем качестве: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).  Нерастворимый осадок — устремления нашего сознания, желания. Любовь я хочу длить: и здесь, и за гробовой доской. Я хочу любить своих близких здесь и там, за тем пределом. Господь не просто пообещал это, но гарантировал, дав своего рода «инструкцию по выживанию». Христос вот здесь, Он с нами. Господь, обещающий твое спасение, сохранность твоей жизни, и есть тот «нерастворимый осадок».

Полнота жизни, опыта и мудрости — в личной вере во Христа, в общении с Ним. Подлинная жизнь духа нейтрализует остроту столкновения с новшествами, снимает напряжение при погружении в современность, утверждает неразделимость моды и традиции.

Источник: "Вестник Архангельской митрополии", №2/2017

Возврат к списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.