Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков

Дата публикации:13.10.2017

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Митрополит Иларион: Неоязычество — это феномен очень многообразный. Очень часто под этим термином скрываются разного рода агрессивные сектантские организации, которые не столько занимаются возрождением языческой религии, сколько воспитывают людей в духе ненависти, насилия. Мы знаем, что целый ряд преступлений был совершен на почве неоязычества. Это феномен, в котором следует очень внимательно разобраться.

Если говорить о древнерусской языческой религии, той, на смену которой пришло христианство в 988 году, то об этой религии мы знаем слишком мало, чтобы ее можно было реально возродить. Традиция этой религии прервалась более тысячи лет назад. Какие-то пережитки, конечно, оставались, но традиция прервалась, и реальных сведений о ней нет, поэтому все то, что сейчас выдается за якобы исконную веру русских, — на самом деле подделка и фальшивка. Это нужно ясно понимать.

Есть, конечно, на территории России малые народности, у которых различные языческие верования сохранялись на протяжении веков до настоящего времени. Это другая история. Но неоязычники, о которых мы все чаще и чаще слышим в новостных сводках в связи с теми или иными преступлениями, — это люди, которые вообще не имеют никакого отношения к религии. Для них язычество — маска, которую они надевают для того, чтобы, прикрываясь ею, совершать свои преступления.

Вопрос: Может быть, это средство направить людей, смотивировать их, скажем, на преступное действие, объяснив, для чего это нужно? Потому что во многих пабликах они пишут, что День Крещения Руси — это день скорби, и вообще очень много действий направлено против Русской Православной Церкви. И второй вопрос: есть примеры, когда, например, на Сахалине неоязычник врывался в храм и расстреливал людей…

Митрополит Иларион: Те неоязычники, которые совершают преступные деяния, настроены резко отрицательно по отношению к Церкви, потому что она всегда боролась и с суевериями, и с разного рода преступлениями, прикрываемыми религиозной риторикой. Мы можем здесь провести историческую параллель: возрождение язычества было одним из проектов нацистской Германии, направленным на подавление христианской Церкви, на выработку у людей агрессии и самое главное — на оправдание преступлений. Вот именно это мы видим сейчас в феномене неоязычества.

Вопрос: Хотел бы узнать Вашу точку зрения по еще одному аспекту проблемы. Можно заметить, что предпринимаются попытки внедрить неоязычество через спортивные клубы, через братства тех, кто когда-то вместе служил в армии; подобные объединения «прорастают» в структурах МВД, среди тех людей, которые должны защищать закон, граждан и так далее. Не является ли это угрозой для нашего общества?

Митрополит Иларион: Вызывает беспокойство пропаганда неоязычества в силовых структурах, потому что силовики — это люди, которые в силу своих обязанностей пользуются оружием и по закону имеют право в некоторых случаях применить силу. И то, что среди тех, на кого возлагаются надежды на сохранение стабильности в обществе, на кого смотрят как на гарантов этой стабильности, растет интерес к неоязыческим культам, является тревожным симптомом, на который, мне кажется, должно обратить внимание все наше общество.

Вопрос: Может быть, неправильно применительно к этому случаю слово «борьба» — Церковь, наверное, должна не бороться, а только молиться… И все-таки, какие действия может или будет предпринимать Русская Православная Церковь, чтобы это явление искоренить в нашем обществе?

Митрополит Иларион: Прежде всего, надо разъяснять, что язычество в той форме, в какой оно сегодня преподносится представителями разного рода неоязыческих сектантских культов, — это вовсе не традиционная религия Древней Руси. Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков, а муляж, фейк, подделка, фальшивка. Я думаю, что если люди будут это понимать, они вряд ли станут увлекаться подобного рода псевдорелигиозными течениями.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Источник: Патриархия.ru


Возврат к списку




Публикации

Стоит под небом Усть-Двинья старинный разрушенный храм
16 Янв 2019

Стоит под небом Усть-Двинья старинный разрушенный храм


Крупнее села, чем это, на острове Андрианов нет. И на всё Усть-Двинье знаменито оно каменным храмом Вознесенья Господня. Собственно и названием село ему обязано — Вознесенье.

Христианское наследие Русского Севера
26 Дек 2018

Христианское наследие Русского Севера


Интервью с заведующей отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске Татьяной Кольцовой.

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.