Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области

Дата публикации:17.11.2017

Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

– Скоро исполнится год с тех пор, как в Архангельске было создано региональное отделение ВРНС. Как вы оцениваете итоги первого года его работы?

– Для меня, во-первых, очень радостно видеть это движение, видеть людей, которые объединены в общем деле. Всегда, когда создаётся нечто новое, сначала идёт раскачка, притирка, и результатов как таковых довольно мало. Здесь я увидел другое. Честно говоря, я такого даже не ожидал. И не меня одного, нас всех это радует. Собор объединил тех людей, которые любят свою страну, Север. И когда такие люди объединяются, им легче что-то делать. А наше общее дело – это возрождение Архангельской области.

Один святой человек как-то сказал: чтобы было единство цели, должно быть единство мысли и единство чувств. У людей, которые вошли в состав Собора, одни духовные ценности – и это самое главное; чтобы в наших действиях мы не были похожи на лебедя, рака и щуку, как в басне Крылова.

– Русская Православная Церковь является активным участником общественного диалога, в том числе на самые острые для общества темы, и, безусловно, оказывает влияние на его развитие. Если с этой точки зрения посмотреть на Архангельскую область, как вы оцениваете духовно-нравственную атмосферу и место епархии в настоящем и будущем региона?

– У нашей области есть огромный потенциал, не экономический, а духовно-нравственный. Нравственная платформа очень мощная. Земля, на которой может вырасти будущее поколение. Но ею нужно воспользоваться. Можно ведь жить рядом с больницей и оставаться больным, отвергая помощь врачей. Наша задача – привлечь как можно больше людей к этой духовной составляющей. Нравственный уровень народа должен повышаться. И, конечно, нам тяжело, потому что мы ведём неравный бой, против нас восстали как внутренние, так и внешние враги. К сожалению, современные СМИ, масс-культура и Интернет не делают человека целомудреннее, чище и добрее.

– А от нравственных проблем происходят и все остальные. Например, коррупция в основе своей – проблема нравственного характера…

– Исправить что-то в окружающем нас мире нельзя с помощью только политических или экономических мер. Все это прилагается, а главное – вопрос нравственности, который лежит в первую очередь в религиозной плоскости. Только с него может начаться оздоровление нашего общества. Но это процесс не быстрый, постепенный. И точка отсчета – сердце конкретного человека, каждого человека. В сознании должна быть проведена граница между «хорошо» и «плохо», если эту границу убрать, то мы действительно продолжим скатываться в нравственную яму.

Очень радует, что во главе нашего региона стоят люди, которые это понимают. Хотелось бы, чтобы и снизу было как можно больше просвещенных людей, особенно тех, которые только начинают свой путь.

 

– Не так давно состоялось назначение руководителем представительства региона в Москве Елены Кутуковой – давнего попечителя Александро-Ошевенского монастыря. Как вы оцениваете это событие?

– Я обрадовался, потому что чаще всего мы сталкивается с тем, что назначают кота в мешке. А сейчас был назначен человек, который действительно любит наш Север. Не на словах. Любовь нужно показывать делами. И здесь мы видим, что человек, который живет в Москве, тратит своё время и часто свои деньги, чтобы помочь нашему краю и Александро-Ошевенскому монастырю. Мы знакомы шесть лет, и я видел, как у нее горят глаза, когда она говорит о Русском Севере. Это очень радует.

– Вернемся к деятельности ВРНС: наше региональное отделение выступило инициатором встреч священно-служителей с трудовыми коллективами. Насколько плодотворно такое общение?

– Это то, чем мы и должны заниматься. Когда мы встречаемся, то говорим, в первую очередь, о нравственных проблемах. Если человек начнет менять самого себя, вокруг него действительно спасутся тысячи. Рядом с таким человеком приятно жить, если он руководствуется определенным внутренним законом. Хуже всего нравственное беззаконие, о котором обычно стараются не говорить. Нравственность – это не личное дело каждого, ведь от этого зависит жизнь окружающих, членов семей, подчиненных… Человек должен быть добрым. Доброта дается человеку Богом в зачатке, который нужно развить.

– ВРНС, наверное, самая крупная организация, отстаивающая интересы русских людей. С другой стороны, в либеральных, западных СМИ можно встретить спекуляции о том, что русского народа не существует, а есть поморы, казаки, сибиряки и так далее. Чем вызваны подобные разговоры и какова ваша позиция?

– Мы знаем, что глобализация уничтожает границы – религиозные, национальные и прочие. Понятно, что мы стараемся этому противостоять. Это ложь, которая выдает себя за истину. Но нет ничего нового под солнцем, все началось ещё в раю, с Адама и Евы. Все было перевернуто с ног на голову.

Посмотрим на ту страшную трагедию, которую мы пережили в XX веке. Не просто пережили – мы победили и спасли не только свою страну, но и мир. Я говорю о Великой Отечественной войне. Не было государства, которое могло бы так противостоять немецкой армии. А кто был главным участником этой войны? Народ, русский народ. И мы останемся этим великим народом, пока будем держаться своих духовных корней.

– Правозащитный центр ВРНС в достаточно резкой форме осудил пререкаемый фильм «Матильда». Мнения по поводу картины расходятся: кто-то отстаивает право режиссёра на полную свободу, на своё видение событий, кто-то, в том числе иерархи Церкви, оценивают фильм негативно. Каково ваше мнение?

– В нашей жизни не должно быть лжи. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). Если говорить о свободе творчества, то давайте тогда избегать двойных стандартов. Представим, что сейчас какой-то «свободный художник» снимет нелицеприятный фильм о пророке Мухаммеде. Или о том, что Холокоста не было. А на все протесты будем отвечать: это проявление его свободы. И какая будет реакция?

Допустим, у вас есть дочь. И кто-нибудь напишет о ней, что она лёгкого поведения. Будет ли отцу приятно читать эту ложь? А вам ответят: это моё художественное видение.

Царь Николай II – святой Русской Православной Церкви. Искажая истину, мы должны ждать последствий для общества и государства в целом. Этот фильм разделил наш народ. Я против такого разделения. Митрополит Волоколамский Иларион назвал картину «апофеозом пошлости». Мы скажем нашим детям, нашей молодёжи: «Приобщайтесь к пошлости?»

Опубликовано в журнале "Деловой вестник Поморья" за ноябрь 2017 года.

Возврат к списку




Публикации

Профессор Андрей Остапенко: Подростков не нужно «перекармливать» Православием
15 Дек 2017

Профессор Андрей Остапенко: Подростков не нужно «перекармливать» Православием


Интервью с профессором Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, автором более 700 публикаций по педагогике, психологии и антропологии Андреем Остапенко.

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.