Поток злых слов взял верх...

Дата публикации:09.07.2018

На Пинежье в Архангельской области почти в каждой деревне есть братские могилы 1918-1919 годов. Ни в одном другом районе такого не встретишь. На Пинеге в красных и белых частях служили партизаны-добровольцы, которые бились до последнего и всеми способами стремились уничтожить противника. Но говорить только о красном или только о белом терроре неправильно. Обе стороны вели войну до конца, причем варварскими методами.

С «красной» стороны это расстрелы в Суре, лишение имущества зажиточных сельчан в Карпогорах. Тех же, кто возмущался, человек 40 «пустили в расход». В то время из Карпогор бежал соратник святого Иоанна Кронштадтского отец Георгий Маккавеев, потому что накануне расстреляли батюшку из деревни Земцово. Впоследствии, в 1920 году, в Архангельске, занятом красными частями, отца Георгия приговорили к расстрелу за то, что по просьбе белых он написал о своем пребывании в Карпогорах и о настроении населения. Все это расценили как шпионское донесение.

Еще одна географическая точка, которая помнит ледяное дыхание братской ненависти, — деревня Поча, на дороге между Карпогорами и Пинегой. Поча была узлом обороны 160 красного полка, там укрепился его первый батальон. Летом 1919 года эту позицию штурмовали партизанские белые отряды под командованием полковника Петра Дилакторского. По Поче выпустили до семи тысяч снарядов. Выходит, на одну избу пришлось несколько сотен снарядов. Причем здесь использовали и химическое оружие (это был один из опытов его применения), привезенное англичанами на Северный фронт. Мирное население, те, кто не сбежал в лес, погибло, все избы были уничтожены. Атаки продолжались три дня. Почу красные отстояли, но две их роты попали в плен. Командующий белыми войсками Дилакторский распорядился отвести их в деревню Прилук, на обрыв, и переколоть штыками. Эта прилукская трагедия вошла в историю.

Любая гражданская война имеет свои законы, провоцирует бесконечной террор с обеих сторон. В такое время ни закона, ни права не бывает. Только право сильного, того, кто одержал верх любой ценой. Поэтому главное во все времена — не допустить гражданскую войну. Восстановление справедливости вторично по отношению к гражданской войне, которая рождает еще большие несправедливости. Причем на Пинеге была гражданская война и в XV веке. Ваймужский городок был сначала новгородским поселением, потом новгородцы передали его Великому князю Московскому, а в 1471 году новгородское войско это поселение уничтожило. Археологи в 1981 году нашли обгорелые стены, следы пожаров, металлические наконечники стрел. И это тоже гражданская война.

Возникает вопрос: а когда, собственно, было хорошо? Когда эти земли находились под единой, централизованной властью. После вхождения этих земель в состав Великого княжества Московского в 1478 году и до 1918-1919 годов война сюда не приходила. Даже в Смутное время польские отряды, гулявшие по Северу, — в Сольвычегодске, в Каргополе, в Онеге, в Холмогорах, в Емецке — на Пинеге не объявлялись. Лучшее время, когда территория страны не раздроблена, пока не поднято знамя с лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» (в реальности «Грабь награбленное!»), или «Самоопределение вплоть до отделения», или «Верхопаденьга (к примеру) только для верхопаденьгцев».

Есть в верховьях Пинеги, за Сурой, деревня в 40 домов и с четырьмя жителями — Шиднема. Критикам сегодняшней власти следует быть объективными, и объясню почему. К Шиднеме трактором прочищено от снега восемь километров дороги через лес, при глубине снега до двух метров. Великолепная дорога, по которой могут доехать скорая помощь, машина с дровами. Посредине деревни телефон-автомат, как во всех непокинутых населенных пунктах. Жители ощущают единство со страной благодаря этой связи и дороге. Пенсионеры получают пенсию, говорят, что могут купить все, что захотят и чего раньше купить не могли. Еще ловят рыбу, выращивают овощи.

Альтернатива этому — идеи «пусть выживает сильнейший» или «невидимая рука рынка все отрегулирует». Эта «рука» приведет к тому, что дороги туда чистить не будут, телефон отключат, пенсии привяжут к накопительной системе или к сыновьям и внукам, которые будут обязаны обеспечивать своих родителей, бабушек и дедушек. Все блага и гарантии относительно цивилизованной жизни даны большой страной, которая не развалилась в тяжелые годы.

Гражданская война начинается тогда, когда одна из сторон обращается к международному сообществу и получает его поддержку. Белые на севере не укрепились бы, если не англичане. Восстание в Архангельске в 1918 году готовил капитан второго ранга Георгий Чаплин, служивший офицером связи на английской подводной лодке в годы Первой мировой войны и известный английской разведке как капитан Томпсон. Английский агент организовал в Архангельске белогвардейский переворот и вторжение иностранных войск. Пришли в 1918, ушли в 1919, а Север похоронил десятки тысяч своих жителей. Вывод – нужно самим разбираться со своими проблемами.

Кто-то после трагедии в Кемерово на митинге крикнул, что нужно устроить «международное расследование». Всегда найдутся те, кто скажет: «Что у нас своего ума не хватает, давайте позовем кого-то умного из-за границы» — и это первый сигнал опасности гражданской войны. В «Чистой книге» Федора Абрамова великолепно объясняется, как начиналась революция и братоубийственная война:

«Одна из причин революции, народного мятежа — слишком много было выброшено в народ слов, начиненных взрывчаткой, динамитом.

Церковь призывала — худо-бедно — к умиротворению страстей человеческих, а революционеры и литераторы взорвали вулканы, которые таил в себе человек.

Слово небезобидно. Слово — дело.

Революция — это результат великого выброса в народ слов, начиненных динамитом. Слово может погубить.

Слово — энергия, добрая и злая, вызывающая в человеке разрушительные силы или силы созидания.

С некоторых пор поток злых слов взял верх».

Фото: Американский солдат Джордж Мозес демонстрирует маскировочную новинку  — маскхалат убитого красноармейца. 8 января 1919 года, д. Усть-Паденьга, Шенкурский уезд. Фото с сайта rg.ru.

Владимир Станулевич

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №2, 2018 год



Возврат к списку




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»