Поток злых слов взял верх...

Дата публикации:09.07.2018

На Пинежье в Архангельской области почти в каждой деревне есть братские могилы 1918-1919 годов. Ни в одном другом районе такого не встретишь. На Пинеге в красных и белых частях служили партизаны-добровольцы, которые бились до последнего и всеми способами стремились уничтожить противника. Но говорить только о красном или только о белом терроре неправильно. Обе стороны вели войну до конца, причем варварскими методами.

С «красной» стороны это расстрелы в Суре, лишение имущества зажиточных сельчан в Карпогорах. Тех же, кто возмущался, человек 40 «пустили в расход». В то время из Карпогор бежал соратник святого Иоанна Кронштадтского отец Георгий Маккавеев, потому что накануне расстреляли батюшку из деревни Земцово. Впоследствии, в 1920 году, в Архангельске, занятом красными частями, отца Георгия приговорили к расстрелу за то, что по просьбе белых он написал о своем пребывании в Карпогорах и о настроении населения. Все это расценили как шпионское донесение.

Еще одна географическая точка, которая помнит ледяное дыхание братской ненависти, — деревня Поча, на дороге между Карпогорами и Пинегой. Поча была узлом обороны 160 красного полка, там укрепился его первый батальон. Летом 1919 года эту позицию штурмовали партизанские белые отряды под командованием полковника Петра Дилакторского. По Поче выпустили до семи тысяч снарядов. Выходит, на одну избу пришлось несколько сотен снарядов. Причем здесь использовали и химическое оружие (это был один из опытов его применения), привезенное англичанами на Северный фронт. Мирное население, те, кто не сбежал в лес, погибло, все избы были уничтожены. Атаки продолжались три дня. Почу красные отстояли, но две их роты попали в плен. Командующий белыми войсками Дилакторский распорядился отвести их в деревню Прилук, на обрыв, и переколоть штыками. Эта прилукская трагедия вошла в историю.

Любая гражданская война имеет свои законы, провоцирует бесконечной террор с обеих сторон. В такое время ни закона, ни права не бывает. Только право сильного, того, кто одержал верх любой ценой. Поэтому главное во все времена — не допустить гражданскую войну. Восстановление справедливости вторично по отношению к гражданской войне, которая рождает еще большие несправедливости. Причем на Пинеге была гражданская война и в XV веке. Ваймужский городок был сначала новгородским поселением, потом новгородцы передали его Великому князю Московскому, а в 1471 году новгородское войско это поселение уничтожило. Археологи в 1981 году нашли обгорелые стены, следы пожаров, металлические наконечники стрел. И это тоже гражданская война.

Возникает вопрос: а когда, собственно, было хорошо? Когда эти земли находились под единой, централизованной властью. После вхождения этих земель в состав Великого княжества Московского в 1478 году и до 1918-1919 годов война сюда не приходила. Даже в Смутное время польские отряды, гулявшие по Северу, — в Сольвычегодске, в Каргополе, в Онеге, в Холмогорах, в Емецке — на Пинеге не объявлялись. Лучшее время, когда территория страны не раздроблена, пока не поднято знамя с лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» (в реальности «Грабь награбленное!»), или «Самоопределение вплоть до отделения», или «Верхопаденьга (к примеру) только для верхопаденьгцев».

Есть в верховьях Пинеги, за Сурой, деревня в 40 домов и с четырьмя жителями — Шиднема. Критикам сегодняшней власти следует быть объективными, и объясню почему. К Шиднеме трактором прочищено от снега восемь километров дороги через лес, при глубине снега до двух метров. Великолепная дорога, по которой могут доехать скорая помощь, машина с дровами. Посредине деревни телефон-автомат, как во всех непокинутых населенных пунктах. Жители ощущают единство со страной благодаря этой связи и дороге. Пенсионеры получают пенсию, говорят, что могут купить все, что захотят и чего раньше купить не могли. Еще ловят рыбу, выращивают овощи.

Альтернатива этому — идеи «пусть выживает сильнейший» или «невидимая рука рынка все отрегулирует». Эта «рука» приведет к тому, что дороги туда чистить не будут, телефон отключат, пенсии привяжут к накопительной системе или к сыновьям и внукам, которые будут обязаны обеспечивать своих родителей, бабушек и дедушек. Все блага и гарантии относительно цивилизованной жизни даны большой страной, которая не развалилась в тяжелые годы.

Гражданская война начинается тогда, когда одна из сторон обращается к международному сообществу и получает его поддержку. Белые на севере не укрепились бы, если не англичане. Восстание в Архангельске в 1918 году готовил капитан второго ранга Георгий Чаплин, служивший офицером связи на английской подводной лодке в годы Первой мировой войны и известный английской разведке как капитан Томпсон. Английский агент организовал в Архангельске белогвардейский переворот и вторжение иностранных войск. Пришли в 1918, ушли в 1919, а Север похоронил десятки тысяч своих жителей. Вывод – нужно самим разбираться со своими проблемами.

Кто-то после трагедии в Кемерово на митинге крикнул, что нужно устроить «международное расследование». Всегда найдутся те, кто скажет: «Что у нас своего ума не хватает, давайте позовем кого-то умного из-за границы» — и это первый сигнал опасности гражданской войны. В «Чистой книге» Федора Абрамова великолепно объясняется, как начиналась революция и братоубийственная война:

«Одна из причин революции, народного мятежа — слишком много было выброшено в народ слов, начиненных взрывчаткой, динамитом.

Церковь призывала — худо-бедно — к умиротворению страстей человеческих, а революционеры и литераторы взорвали вулканы, которые таил в себе человек.

Слово небезобидно. Слово — дело.

Революция — это результат великого выброса в народ слов, начиненных динамитом. Слово может погубить.

Слово — энергия, добрая и злая, вызывающая в человеке разрушительные силы или силы созидания.

С некоторых пор поток злых слов взял верх».

Фото: Американский солдат Джордж Мозес демонстрирует маскировочную новинку  — маскхалат убитого красноармейца. 8 января 1919 года, д. Усть-Паденьга, Шенкурский уезд. Фото с сайта rg.ru.

Владимир Станулевич

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №2, 2018 год



Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.