Праздник личного бессмертия

Дата публикации:09.07.2018

«Праздников праздник и торжество из торжеств». Именно так православная святоотеческая традиция характеризует масштаб события Воскресения Христова. Что же позволяет верующему человеку считать Пасху неким духовным центром каждого года своей жизни? В чем заключается богословский смысл, подлинная суть этого праздника? Чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь необходимо обратиться к библейскому тексту.

Итак, центральным событием ветхозаветной книги Исход является освобождение богоизбранного народа из египетского плена. Несколько веков угнетения, рабства и истребления Израиля в Египте прерываются вмешательством в ход истории Самого Творца, милующего Своих людей и избавляющего их от горестной участи чахнущих и гибнущих невольников. Упрямство, дерзость и открытое богоборчество фараона, желавшего удержать евреев в своей власти любой ценой, оказываются сломленными финальной карой, обрушившейся на египтян свыше и унесшей жизнь каждого египетского первенца. В страшную ночь Исхода в стране сфинксов смерть заглянула в каждый дом, собрав там свою жатву. И лишь те дома верных Ему людей, которые были отмечены кровью специально закланного агнца, она миновала. Отсюда и происходит само название праздника. Слово Пасха (евр. פסך – пе́сах) на русский язык может быть буквально переведено как «прошел мимо». Около трех с половиной тысяч лет назад ангел-губитель как олицетворение смерти действительно прошел мимо жилищ израильтян, отмеченных печатью крови пасхальной жертвы.

Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание. Библия никогда не воспринималась Церковью лишь как изложение некоторых исторических фактов, сказаний или притч. За таковыми всегда стояла определенная духовная реальность. Увидеть ее – значит понять глубинный смысл и содержание описываемых в Слове Божьем событий. Это невозможно без следования фундаментальным принципам толкования Священного Писания, воспринимаемого святоотеческой мыслью как цельное единство двух Заветов. Одним из таких принципов является видение в Ветхом Завете четких прообразов событий, явлений и персоналий Завета Нового. Применительно к нашей теме можно говорить о существовании следующих смысловых параллелей. Египетский плен понимается как символ рабства греха, подверженности человеческой природы действию страстей, склонности человека к творению неправды. Фараон есть образ диавола, не желающего выпускать людей из своих пут. Земля обетованная, в которую так стремится попасть Израиль (Церковь Божия) – прообраз Царства Небесного и вечной жизни. Наконец, Исход из Египта (ветхозаветная Пасха) – это, конечно же, ярчайший прообраз выхода людей из-под власти греха, проклятия и смерти, совершившийся в результате Крестной Жертвы и воскресения Агнца Божия Нового Завета – Господа Иисуса Христа (новозаветная Пасха).

Эта мысль зачастую наталкивается на вполне понятное недоумение. Хорошо, пусть принесшие жертву израильтяне в ту ночь действительно были избавлены Всевышним от физических смерти и рабства, но какое же избавление принесла человеку Крестная Жертва Иисуса из Назарета? В чем все-таки причина столь восторженного ликования верующих сегодня?

Христианский ответ на этот вопрос состоит в следующем. Ветхозаветная Пасха принесла народу Божьему лишь временное избавление от смерти, только отсрочив ее. Все вышедшее из Египта поколение израильтян (за исключением двух человек), не вошло в Землю обетованную, но умерло в период странствий евреев по пустыне. Более того, их потомков, в конечном итоге вошедших в Палестину, ждала та же судьба, что и всех прочих людей на нашей планете, начиная с грехопадения Адама и Евы, а именно физическая смерть и переход во мрак ада, не знающего дыхания Божественной благодати. С приходом же в мир обетованного Мессии эта перспектива коренным образом меняется. Господь Иисус Христос, нераздельно соединивший в Своем Лице Божество и человечество, освящает Собой всего человека, каждую стадию его жизни: рождение, становление, взрослую сознательную жизнь, труды и служение и саму смерть, упразднив ее всецелое господство не только над телами, но и над душами людей. Так, Своим Рождеством Богочеловек освящает приход в этот мир каждого из нас, Своими земными трудами, подвигами и проповедью Он освящает наши земные начинания и старания. Подлинная же полнота того, для чего Бог становится человеком, достигается именно Крестной Жертвой и Воскресением Христовым. Пройдя через мрак смерти, Господь сокрушает ее владычество над человеческой природой.

Так, из книги Бытия мы узнаем, что причиной смертности человека стал грех, разорвавший связь и непосредственное общение его с Богом как источником самой жизни. С тех далеких времен всякий человек, умирая, нисходил во ад, прежде всего понимаемый в христианстве как место или состояние, в условиях которого невозможно общение с Творцом. Пораженный грехом человек не имел в себе внутренних сил воскреснуть для вечности. Абсолютно же безгрешный Сын Божий имел в Себе эту силу. Смерть не смогла поглотить Его непорочную Душу, так как даже малейших ростков греха в ней не было. Христос воскресает и открывает путь к вечной жизни для каждого, того желающего. Он показывает нам, что смерть тела не абсолютна. Важно то, что за ней последует.

В силу Боговоплощения, Воскресения и последующего Вознесения человеческая природа оказывается навеки соединенной с вечным Богом. Его силой она имеет возможность воскреснуть для жизни вечной, в мире истинном, благом и совершенном. В мире, где нет ни страданий, ни боли, но лишь безмерная радость пребывания в единстве со Своим Творцом.

Таким образом, христианская Пасха – праздник, наделяющий нашу жизнь смыслом. Это праздник личного бессмертия для каждого человека. И вправду, что толку от всех земных достижений, если сам человек обращается в тлен и исчезает из Вселенной как личность! Какая польза от всего того, что он создал своими руками, если по прошествии весьма краткого века он теряет все это навсегда, т.к. его ум, его воля, его чувства рассеются как дым со смертью тела или же навеки перейдут в узилище мира теней? Перед лицом такой мрачной перспективы жизнь как таковая теряет всякий смысл. Воскресение же Христово, как уже было сказано, открывает перед каждым из нас совсем иные горизонты. Дверь в вечность открыта! Теперь нам нужно только войти в нее, поняв, что человек вечен и устремлен в бесконечность. Человеческая личность в единстве с Создателем неуничтожима, но призвана к счастью, вершиной которого является полнота Богообщения горнего мира. Начало же этого ликования мы отмечаем уже сегодня, собравшись вокруг Евхаристической Чаши, воспевая подвиг Христов, две тысячи лет назад подаривший нам вечную жизнь. Христос Воскресе!

Священник Михаил Юров

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №2, 2018 год

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.