Святые и святыни

Праведный Петр Черевковский

Память – 9 июля/22 июля

в Соборе Вологодских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

О жизни этого подвижника почти ничего неизвестно. «О нем не дошло до нас никаких письменных памятников, кроме одного только краткого предания, сохраненного памятью благодарного народа и передаваемого как сокровище и наследство от поколения к поколению» (12, 628). Отец Петр был сельским священником. Всю свою жизнь, до глубокой старости, он прослужил в приходской Никольской церкви села Черевково. Пример его благочестивой жизни был для прихожан назидательнее самых красноречивых проповедей. Отец Петр «старался услужить каждому и вообще был истинным пастырем и отцом своего прихода». «Он был любим и уважаем всеми» своими прихожанами (12, 629). Праведный Петр отличался почти монашеской нестяжательностью: часть своих доходов жертвовал на храм, часть отдавал нищим, а на оставшиеся деньги содержал свою семью.

Праведная жизнь священника Петра завершилась, как венцом, мученической кончиной. Сведений о том, в каком году это произошло, не сохранилось, однако известен день его гибели – 9 июля. Село Черевково подверглось нападению шайки грабителей-поляков. В это время престарелый отец Петр совершал в Никольском храме Божественную литургию. Разбойники выволокли его из церкви в полном облачении, привязали к конскому хвосту и пустили коня вскачь. Так принял мученическую смерть праведный иерей Петр.

По прошествии некоторого времени о святом Петре стали забывать. Однако Господу было угодно, чтобы спустя годы после праведной кончины иерея Петра он прославился не только как мученик и подвижник, но и как чудотворец.

В 1656 году близ церкви святителя Николая, в которой служил почивший подвижник, из земли показался старинный гроб. В это же время многим жителям Черевкова стал являться человек в священническом облачении, который «приказывал сказать священникам Черевковской церкви, чтобы они совершали панихиды над вышедшим из земли гробом». Это повеление было исполнено. Верующие люди брали с могилы подвижника песок и по вере своей исцелялись от болезней. Летом 1657 года Никольский храм сгорел от удара молнии, однако гроб неизвестного чудотворца не пострадал от огня. «Это событие убедило всех, что явившийся гроб не иной чей, как мученика иерея Петра». Жители Черевкова построили над ним часовню, которая просуществовала затем до начала ХХ столетия, и стали записывать сведения о чудесах и исцелениях, происходивших от мощей праведного Петра. Спустя шестьдесят лет таких чудес насчитывалось около шестьдесяти (12, 629 – 631).

В начале XVIII века была написана икона праведного Петра. Он был изображен на ней в виде седобородого старца в священническом облачении, держащего в левой руке Евангелие (12, 633). Образ был украшен посеребренной ризой и серебряным позолоченным венцом.

Праведный Петр Черевковский почитается местно, поэтому в православном церковном календаре имя его не упоминается.

К списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.