Святые и святыни
Преподобный Трифон Вятский
†1612
Память – 8 октября/21 октября
Преподобный Трифон, наиболее почитаемый святой Вятской земли, родился и провел юные годы на Пинежье, в селе Малая Немнюшка (по другим сведениям, он родился близ города Мезени (52, 388). Родители его, Димитрий и Пелагия, были зажиточными крестьянами. Они имели несколько сыновей, Трофим (так звали преподобного Трифона в миру) был самым младшим. Детство будущего угодника Божия прошло в атмосфере глубокой веры и благочестия. Димитрий и Пелагия часто посещали Божий храм (в настоящее время храма в Малой Немнюшке нет), помогали бедным людям. Маленький Трифон стал «благочестивой отраслью» своих праведных родителей. С детства он полюбил молиться Богу и соблюдать посты, был вежлив и кроток со всеми. Особенно почитал он родителей и старших братьев, которых слушался во всем.
Когда Трофим повзрослел, старшие братья решили женить его. Однако именно здесь их смиренный младший брат в первый и единственный раз проявил непослушание: он желал стать монахом или остаться в миру, пребывая ради Господа в безбрачии. Братья попытались соблазнить его, подослав к нему красивую служанку. Однако юноша остался непреклонен, и братья прекратили свои попытки устроить жизнь Трофима по своей, а не по Божией воле.
Однажды, придя в храм, Трофим услышал проповедь местного священника. В ней были такие слова: «Храните измлада чистоту телесную и духовную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский, иноческий образ, Господь Бог сопричислит того к Своим избранным» (8 , 202).
Эти слова глубоко запали в сердце богобоязненного юноши, и он решил посвятить себя служению Богу в иноческом чине. Трофим тайно покинул родительский дом и отправился в странствие по северным городам и селам, ища святой обители, в которой он мог бы остаться.
Странствия привели его на Вологодскую землю. Около года Трофим под видом нищего странника прожил в городке Орлове, претерпевая ради Христа голод, холод и обиды от людей. Его добровольное страдание было вознаграждено Господом, который прославил Своего угодника даром чудотворений.
У боярина Якова Строганова тяжело заболел единственный сын Максим. Когда по просьбе отчаявшегося отца Трофим помолился Богу об его выздоровлении, мальчик поправился. Избегая славы от людей, Трофим удалился из Орлова в село Никольское на реке Виледь. Там по его молитвам Господь даровал исцеление другому смертельно больному малышу – двухлетнему Тимофею, сыну приказного человека Максима Федорова. Однако когда родители младенца стали благодарить Трофима, он смиренно ответил им: «Не ради меня грешного получил исцеление сей отрок, но ради веры вашей Господь спас его».
После этого Трофим покинул и село Никольское. Странствия привели его в Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь на берегу реки Камы. Здесь, по благословению настоятеля иеромонаха Варлаама, Трофим остался в качестве послушника. Позднее он был пострижен в монашество с именем Трифон. Несмотря на молодой возраст Трифона (к моменту принятия пострига преподобному Трифону исполнилось всего 22 года), его жизнь стала братии примером для подражания. Тяжелые монастырские послушания он выполнял с готовностью, без ропота; первым являлся в церковь на богослужения, строго постился, избегал праздного времяпрепровождения и разговоров. Спал молодой монах лежа на земле, а в летние ночи, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам.
Однажды преподобный Трифон тяжело заболел. Сорок дней он находился между жизнью и смертью. Во время болезни Господь сподобил его видения: ему явился ангел-хранитель, чтобы по повелению Божию забрать его душу. Преподобный Трифон последовал за ангелом и при этом почувствовал в своем теле такую легкость, словно у него появились крылья. Внезапно он услышал голос, который сказал ангелу: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». Преподобный снова увидел себя лежащим на одре болезни. Рядом с ним стоял некий благообразный старец, в котором преподобный узнал святителя Николая Чудотворца. Он велел Трифону встать и идти. Когда же Трифон ответил, что не может этого сделать из-за крайней слабости, святитель Николай взял его за руки, поднял и благословил со словами «встань и ходи». После этого святой Трифон выздоровел. В память о своем исцелении он с тех пор особенно почитал святителя Николая Чудотворца.
За свои подвиги преподобный Трифон пользовался уважением со стороны братии. Оно еще более взросло, когда по его молитвам исцелились одержимая бесом девушка и больной младенец. За исцелением, за душеполезным словом к нему стали приходить люди. Однако у преподобного нашлись и завистники. В их числе были дьяк Василий и некоторые другие нерадивые иноки, оскорблявшие Трифона и распространявшие о нем всевозможные клеветнические слухи. Однако преподобный Трифон был равнодушен и к славе, и к поношениям. Он покинул Пыскорскую обитель и отправился вниз по реке на маленькой лодочке, найденной им на берегу Камы, моля Бога указать ему место, где можно было бы поселиться. Молитва его была услышана. Отплыв более чем на сто верст от Пыскорского монастыря и добравшись до устья реки Нижней Мулянки, он услышал голос: «Здесь подобает тебе пребывать». Этот призыв повторился трижды (52, 389). Преподобный Трифон понял, что Сам Господь велит ему поселиться в этом месте. Здесь он построил себе маленькую келью. Питался он травами, а также овощами, которые выращивал на небольшом огороде. Пустынное уединение преподобный скрашивал молитвой, трудом, а также чтением Божественных книг. Способность читать и понимать церковные книги Господь даровал преподобному Трифону после его усердных молитв: до этого святой Трифон был неграмотным.
Пустынное место, где поселился преподобный Трифон, пользовалось недоброй славой. По соседству обитали языческие племена остяков, а рядом с кельей преподобного находилось языческое капище и росла огромная ель, которой поклонялись местные язычники. На ветвях ели они развешивали свои дары – меха, полотенца, шелк, драгоценности. Язычники верили, что с человеком, дерзнувшим непочтительно отнестись к их заветному дереву, непременно произойдут неприятности. Демоны, жившие на месте капища, действительно устрашали и даже убивали тех, кто позволял себе посмеяться над почитаемым деревом или украсть что-нибудь из развешанных на его ветвях подношений. Поэтому остяки очень удивились тому, что рядом с капищем поселился какой-то бесстрашный пришелец. Вместе со своим старейшиной Зевендуком они пришли к преподобному Трифону, чтобы поглядеть на него и расспросить, как он осмелился устроить свое жилище в этом месте. На вопросы изумленных язычников преподобный Трифон ответил, что он – раб Господа Иисуса Христа, и рассказал им о Православной вере. Слушая преподобного Трифона, остяки несказанно дивились его словам. Их изумление достигло предела, когда преподобный Трифон уничтожил бесовское капище. Он готовился к этому подвигу четыре недели усиленной молитвой и постом. Затем, взяв с собой святую икону и повесив ее себе на грудь, он, как мужественный воин Христов, срубил посвященную бесам ель и сжег ее дотла вместе со всеми подношениями, висевшими на ее ветвях. Узнав об этом, местные языческие племена исповедали величие и силу христианского Бога и стали обращаться в Православие. Первыми приняли крещение дочери князя остяков Амбалы и князя вогулов Безяка (52, 389).
Пустынное уединение преподобного Трифона было прервано: братия Пыскорского монастыря, раскаиваясь в причиненных ему обидах, стала просить его вернуться в обитель. Преподобный Трифон, не помня обид, вернулся в монастырь. Здесь по его молитвам прекратились неполадки на монастырских соляных варницах. Преподобный исцелил своего недруга дьяка Василия, который тяжело заболел и слезно просил святого Трифона простить его.
Вскоре, тяготясь славой и известностью, преподобный ушел из Пыскорского монастыря и поселился на горе недалеко от реки Чусовой. Он устроил там часовню, на месте которой позднее возник монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Трифон прожил там девять лет. Покинуть эти места его заставил следующий случай: когда он выжигал участок леса, чтобы устроить на нем огород, огонь распространился на дрова, заготовленные местными жителями. Разгневанные крестьяне решили убить преподобного. Они сбросили его вниз с высокой горы, а когда обнаружили, что он жив, погнались, чтобы расправиться с ним. За преподобного Трифона заступился пользовавшийся в тех краях огромными влиянием и властью купец и промышленник Григорий Строганов. Однако и он посоветовал преподобному уйти с Чусовой. После этого преподобный Трифон снова отправился странствовать. На этот раз Господь привел его на Вятскую землю, где ему было суждено основать монастырь. В вятских краях в ту пору не было ни одной обители.
18 января 1580 года преподобный Трифон в обличье убогого, никому неведомого странника пришел в город Хлынов (спустя два столетия он был переименован в Вятку). В Хлынове была церковь святителя Николая Мирликийского. Помня, как когда-то святитель Николай исцелил его от тяжкой болезни, преподобный Трифон часто приходил туда молиться. Дьякон Никольского храма отец Максим Мальцов обратил внимание на странника-монаха и дал ему приют в своем доме. Постепенно и другие жители Хлынова узнали и полюбили преподобного Трифона. Когда же они услышали от него, зачем и почему он прибыл в их края, обрадовались и написали в Москву челобитную грамоту, испрашивая разрешение царя и митрополита на открытие в городе Хлынове монастыря. Грамоту эту отвез в Москву сам преподобный Трифон. Поездка его увенчалась успехом – разрешение на строительство монастыря было получено. Строителем обители митрополит назначил самого преподобного Трифона, рукоположив его в священный сан, а царь Иван Грозный пожертвовал для строительства монастыря землю, деньги, богослужебные книги и колокола.
Тем временем жители Хлынова, которые поначалу загорелись желанием построить в своем городе монастырь, охладели к этому богоугодному делу. Строительство обители шло очень медленно. Однако Господь не попустил, чтобы возведение монастыря прекратилось. В наказание жителям Хлынова за их нерадение с праздника Успения Пресвятой Богородицы до праздника Ее Рождества ежедневно шел непрекращающийся сильный дождь. В самый праздник Рождества Богородицы местный крестьянин Никита Кучков в сонном видении увидел Пресвятую Богородицу с небесными силами и святым Иоанном Предтечей. Матерь Божия Сама указала место для строительства монастыря, а также сказала, что за нарушение обета возвести в Хлынове обитель город постигнут пожар, голод и мор. Никита, устрашенный видением, рассказал о нем горожанам. В тот же день была заложена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как только совершилась закладка храма, дождь сразу же прекратился. Так было положено начало монастырю в Вятке. Так как главный храм его был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь также был назван Успенским.
С течением времени обитель, основанная преподобным Трифоном, разрасталась. Однако часть ее насельников стала высказывать недовольство строгостью устава, который ввел в своей обители преподобный Трифон. Эти лжемонахи, позабыв об иноческих обетах послушания и нестяжания, устраивали в кельях веселые пирушки, ходили в гости. Когда преподобный Трифон призывал их к покаянию, они не слушали его слов. Среди этих своевольников находились даже такие, которые ставили своему настоятелю условия – либо он отказывается от строгого устава, либо уходит из монастыря куда хочет. В конце концов они решились на предательство. Когда преподобный Трифон отправился за сбором пожертвований для обители, они тайно избрали другого настоятеля. Им стал монах Иона Мамин, бывший московский дворянин, не расставшийся со своей дворянской гордыней и любовью к роскоши даже в монастырских стенах. Иона был одним из ближайших учеников преподобного Трифона и пользовался его доверием. Однако стремление к власти и желание беспечальной жизни оказались для него сильнее любви и преданности своему старцу. Иона отправился в Москву, где по ходатайству влиятельных родственников был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря в Хлынове. Новый настоятель стал насмехаться над преподобным Трифоном и всячески притеснять его, а его келейник Феодор позволял себе еще более дерзкое отношение к преподобному – не только бранил, но и бил его, заключал в темницу. В конце концов святой Трифон был изгнан из монастыря, который он сам некогда основал и обустроил.
Преподобный не впал в отчаяние от этой несправедливости. По словам современного подвижника старца Паисия Афонского, «где Бог, там и рай». Жизнь же святого Трифона была поистине «жизнью во Христе». Он снова отправился странствовать. В Сольвычегодске ему предложил приют Никита Строганов. По повелению этого влиятельного человека преподобного Трифона поселили в сольвычегодском Введенском монастыре, предоставили ему хорошую келью, щедро обеспечивали всем необходимым. Однако преподобный Трифон не искал бесскорбного жития. Он решил отправиться в паломничество на Соловки. Строганов дал ему для этой цели судно, припасы и слуг. Однако на полпути на Соловки преподобный Трифон отпустил людей, продал судно и все, что на нем было, и отдал вырученные деньги в Вятский Успенский монастырь. На Соловки он прибыл в привычном для него обличье нищего странника.
Во время своих странствий преподобный Трифон основал монастырь в городке Слободском. Некоторое время довелось ему прожить и в Коряжме, в монастыре в честь святителя Николая.
Соловецкую обитель преподобный Трифон посетил дважды, последний раз – в 1612 году. Тогда во время пребывания на Соловках он почувствовал, что близится конец его земной жизни, и решил вернуться на Вятку, в свой родной Успенский монастырь, чтобы умереть там. Соловецкие иноки уговаривали его остаться, ссылаясь на долготу и тяжесть пути, но преподобный Трифон был непреклонен в своем желании вернуться на Вятку, в обитель, из которой он был неправедно изгнан и которую, тем не менее, не переставал любить.
15 июля святой Трифон пришел в Хлынов. Он отправил келейника к архимандриту Ионе с просьбой дать ему пристанище, однако Иона отказался дать приют умирающему старцу. Это сделал другой человек – давний знакомый преподобного Трифона диакон Максим Мальцов, который приютил его и ухаживал за ним как за своим отцом. Около недели преподобный прожил в его доме. 23 сентября, предчувствуя близость кончины, он снова послал к архимандриту Ионе с просьбой о пристанище. В Ионе заговорила совесть: он не только разрешил преподобному Трифону вернуться в Успенскую обитель, но и вместе с другими братиями, упав ему в ноги, умолял простить его. «Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал покаявшемуся ученику преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола» (8 , 224).
8 октября 1612 года преподобный Трифон почил о Господе. Перед смертью он оставил в назидание братии завещание «жить в любви, неопустительно являться к церковным службам, хранить монастырское имущество, не иметь частной собственности и не держать в монастыре хмельных напитков» (8, 224) и, самое главное, – иметь между собою братскую любовь: «Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом» (51, 390).
Монастырь, основанный в Вятке (в послереволюционные годы город был переименован в Киров) преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Монашеская жизнь в нем возобновлена. Главный монастырский храм, Успенский, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нем почивают святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.
Несмотря на то, что преподобный Трифон мощами своими почивает в Вятке, многое в его земном житии было связано с Архангельской землей. Здесь он родился и провел юные годы. Здесь, в городах Сольвычегодске и Коряжме, а также в Спасо-Преображенской Соловецкой обители, он встречал радушный прием у своих земляков и собратий. Поэтому можно считать, что он является одним из покровителей не только вятской, но и Архангельской земли.
К списку
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.