Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Святые и святыни

Преподобномученик Иов Ущельский

†1628

Память – 5 августа/18 августа

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Немногое известно нам о земном житии преподобномученика Иова Ущельского. «Где и когда родился сей угодник Божий, остается неизвестным. Известно только, что он носил фамилию Мазовского, и отца его звали Патрикием» (2, 51).

Святой Иов был постриженником Соловецкого монастыря. 10 ноября 1607 года в монастырском Благовещенском храме он был рукоположен в иеромонаха митрополитом Новгородским Исидором. После этого Иов прожил в Соловецком монастыре еще семь лет, а затем в 1614 году с благословения настоятеля навсегда покинул Соловки в поисках уединенного пустынного жительства.

Святой Иов поселился при слиянии трех рек – Мезени, Вашки и Ежуги. Там, «на крутом, картинном мысу, или щелье (т.е. на речном мысу)» (53, 487) он поставил деревянную часовню в честь Рождества Христова.

Местные жители не противились появлению в их краях обители. «Устьвашские крестьяне призвали Иова на пустое место, на Ущелье, чтобы здесь устроить монастырь. Другого монастыря вблизи этого места не было, а жить без святой обители русским людям было тяжело, вот побуждение для устроения Ущельской обители», – так пишет об этом архимандрит Никодим (2, 52).

Монастырь, основанный святым Иовом, был вторым мужским монастырем, появившимся в тех краях. Другая обитель, Троицкая Чирцова пустынь, возникла несколько раньше и находилась «в Юромском стане, ниже по Мезени» (54, 3). Основание в этих краях еще одной обители стало, несомненно, важным событием в истории распространения Православия на Севере.

В период становления жизнь Ущельского монастыря была непростой. Обитель не имела ни собственных земель, ни угодий, ни средств, чтобы вести строительные работы. Поэтому первые его насельники терпели всевозможные лишения. В частности, из-за отсутствия средств на возведение монастырских построек они вынуждены были жить в домах своих родственников. Об этом говорится в тексте царской грамоты, который приводит в своей книге архимандрит Никодим: «Которые крестьяне постригаются в чернцы и в схиму, и им жить негде, живут по своим домам с женами и детьми…» Однако монастырь продолжал жить и строиться. Безусловно, в этом была огромная заслуга его основателя, который в пору своей жизни на Соловках научился терпеть и преодолевать всевозможные трудности, а также имел немалый духовный опыт. Примером своим он назидал братию, придавал инокам новые силы в перенесении бед и скорбей.

Помощь Ущельскому монастырю оказал царь Михаил Федорович Романов, первый из династии, управлявшей Россией почти три столетия. В ответ на прошение иеромонаха Иова о пожаловании обители земельных угодий 14 августа 1615 года царь «велел пустое место Ущелью от Устьжуги реки да верх по Мезени до Ужорския виски и Ужорскую виску для рыбной ловли да черного лесу по 2 версты в гору, и два островка присадные на Мезени реке дати на оброк Рождеству Христову к угодищу для монастырского строения, да рыбные ловли на Мезени реке против тое ж ущелья…» (2, 53 – 54).

После того как у Ущельского монастыря появились свои угодья, он стал расти. Вместо деревянной часовни был построен храм в честь Рождества Христова, тоже деревянный, какими чаще всего и были храмы северных обителей. Братия переселилась из изб в кельи. Разумеется, строился монастырь силами тех, кто жил в нем, – монахов и послушников. Вместе они рубили здания, возделывали землю, заготавливали сено. Работы эти, в которых участвовали все насельники монастыря, назывались «общими послушаниями».

Спустя тринадцать лет после того, как царь Михаил Федорович одарил Ущельский монастырь угодьями, в обитель пришла беда. Когда 5 августа 1628 года иноки ушли убирать сено, а в монастыре остался только один Иов, туда нагрянула шайка разбойников. Злодеи думали, что в монастыре есть деньги, и надеялись ими поживиться, однако единственными сокровищами иноков были иконы и священные книги.

Думая, что святой Иов выдаст им монастырскую казну, разбойники подвергли его пыткам. В конце концов, не добившись ничего от беззащитного старца, они отрубили ему голову и скрылись. Горю братии, обнаружившей своего наставника мертвым, не было предела. На другой день после убийства преподобномученика Иова братия погребла его честные мощи рядом с монастырским храмом. На похороны его пришло множество местных жителей, для которых смерть святого Иова, «успевшего выполнить долю просветителя и в обители давшего краю твердый оплот Православия» (2, 58), была горестной утратой. «Вскоре после смерти Иова над мощами его была построена часовня» (55, 10).

Почитание преподобномученика Иова как святого началось вскоре после его мученической кончины. От его раки, а также от бревна (кокоры), на которой он был обезглавлен, стали совершаться исцеления больных и другие чудеса. В XVII веке таких чудес было отмечено более пятидесяти. Остатки кокоры хранились в местной церкви, и, по свидетельству очевидцев, она была «вся обгрызана, потому что щепы от нее, судя по народной вере, взятые в рот, успокаивали зубную боль» (53, 487).

В 1658 году, спустя тридцать лет после мученической кончины святого Иова, была написана его икона. Он был изображен на ней в виде седобородого старца в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором были написаны слова из Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Два года спустя после написания иконы преподобномученика Иова Ущельского было составлено его житие.

В 1732 году по благословению архиепископа Архангельского и Холмогорского Варсонофия мощи Иова Ущельского были освидетельствованы. Тело его было найдено «целым и нетленным, а бывшие на нем одежды не могли даже порвать».

Основанный святым Иовом Ущельский монастырь просуществовал более двух столетий. В 1838 году он был закрыт и преобразован в приход. 5 декабря 1900 года указом Святейшего Синода Ущельский монастырь был открыт вновь, но уже как женский, и просуществовал два десятилетия. В 1920 году во времена гонений на Православие Ущельский монастырь наряду с другими северными обителями был закрыт. В настоящее время «на месте бывшего монастыря не сохранилось никаких построек. Есть там обетные кресты. На месте предполагаемой могилы святого Иова поставили небольшой крест, и православные ходят туда на поклонение 18 августа» (56, 127).

К списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.