Святые и святыни

Преподобный Иринарх Соловецкий

†1628

Память – 17 июля/30 июля

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Преподобный Иринарх был игуменом Соловецкого монастыря с 1614 по 1626 год. Архимандрит Никодим пишет о нем как о «подвижнике житием весьма кротком и смиренном» (2, 39). «Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества» (1, 81).

Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие, игумен Иринарх мудро и рачительно управлял Соловецкой обителью. Он «предпринимал меры защиты от внешних врагов – шведов и датчан, и приводил монастырь в оборонительное состояние» (1, 81). В частности, он «в 1614 г. заключил со шведами перемирие с тем, чтобы военные действия не начинались ни с той, ни с другой стороны без ведома русского государя и шведского короля» (57, 36).

«С попечением о внешней безопасности обители преподобный соединял заботливость об ее внутреннем духовном преуспеянии» (1, 81). Лучшим свидетельством тому является, что именно в годы его игуменства в Соловецком монастыре подвизались такие выдающиеся подвижники благочестия, как преподобные Диодор Юрьегорский и Елеазар Анзерский, а также многочисленный сонм истинных рабов Божиих; некоторые из них известны нам, другие же неведомы людям, но ведомы Богу, дивному во святых Своих.

Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости. За два года до преставления он предсказал дату своей смерти. Его преемник игумен Макарий будет управлять Соловецким монастырем в течение шести лет. Предвидя скорую кончину, благочестивый игумен Иринарх устранился от начальствования обителью и провел это время в совершенном безмолвии. 17 июля 1628 года преподобный Иринарх отошел ко Господу. Братия погребла его под Спасо-Преображенским собором (2, 39).

После своей кончины преподобный Иринарх не раз являлся людям, помогая им в бедах и напастях. Так, он явился одному монаху, который безутешно оплакивал его, и утешил его такими словами: «Сын мой, зачем скорбишь о мне? Я получил милость от Владыки Христа, Бога нашего, и нахожусь на покое. Ты же не печалься, а радуйся о мне и старайся о своем спасении». Сказав это, преподобный Иринарх стал невидим.

В 1642 году монастырский трудник Иван Емельянов увидел во сне змею, которая ужалила его в руку. Проснувшись, он увидел рану и обширный отек и обнаружил, что совершенно не может владеть рукой. Две ночи он страдал от своей болезни, а на третью ночь увидел во сне двух старцев, в одном из которых узнал преподобного Иринарха; другой, неизвестный старец, держал в руке сосуд и кисть. Преподобный Иринарх благословил Ивана, затем взял у своего спутника кисть и окропил опухшую руку трудника. Когда Иван пробудился, рука его оказалась совершенно здоровой (1, 83).

Не раз преподобный Иринарх являлся и рыбакам на Белом море, спасая их суда от потопления, потому они особенно почитали его и обращались к нему с молитвами в надежде на его помощь.

К списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", Тихон Шевкунов, которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против РПЦ, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.