Святые и святыни
Преподобный Макарий Красногорский
†1640
Об этом подвижнике Архангельской земли известно немного. С его именем связана история основания Красногорского монастыря, который находился «на высокой горе, на правом берегу реки Пинеги в 16 верстах от уездного города того же имени и в 195 верстах от г. Архангельска» (33, 47). В монастыре хранились две известные по всей Архангельской губернии и за ее пределами святыни – чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская» и «Грузинская».
По сведениям архимандрита Никодима, преподобный Макарий «до принятия монашества назывался Мироном и был священником Юрольского прихода Пинежского уезда» (2, 129 – 130). Село, в котором он служил, находилось на левом берегу реки Пинеги. В двух верстах от сельского храма возвышалась гора, «заросшая густыми, вековыми лесами, пугающая своими непроходимыми дебрями» (33, 48). Называлась эта гора Черной. Неподалеку от нее жил священник отец Мирон. Вероятно, тогда он был еще не старым человеком, однако уже успел испытать немало горя и убедиться в призрачности земного счастья, потеряв жену. Судьбу его в одночасье изменило чудесное событие.
В пинежском селе Кевроле в храме Воскресения Христова служил игумен Варлаам. В числе принадлежавших ему икон был чудотворный образ Владимирской Божией Матери. Когда Варлаам состарился, то, предчувствуя скорую кончину, решил передать икону в надежные руки. Когда он уже собрался отдать чудотворный образ одному благочестивому человеку, ему во сне «явилась некая световидная Жена и повелела отдать эту икону «вдовому иерею Мирону» с тем, чтобы она была отнесена на Черную гору, и там был основан монастырь» (33, 48). Варлаам понял, что ему явилась Сама Матерь Божия. Он поспешил передать икону священнику Мирону, рассказав ему о своем удивительном сне.
Отец Мирон поспешил исполнить повеление Пресвятой Девы: он перенес Владимирскую икону на Черную гору и поставил там крест, а сам принял монашество с именем Макарий. Произошло это в 1604 году. В 1612 году ему довелось освидетельствовать мощи праведной Параскевы Пиринемской. Причиной того, что на него было возложено такое ответственное поручение, было, возможно, уважение церковных властей, которым пользовался преподобный Макарий за свою подвижническую жизнь.
В 1640 году преподобный скончался в Красногорском монастыре. Место погребения его впоследствии было утрачено. «В самом Красногорском монастыре память о преподобном Макарии совершенно забылась и место погребения его неизвестно» (23, 36), – писал в 1901 году архимандрит Никодим.
Память о преподобном Макарии сохранилась благодаря основанию им монастыря. Сначала эта обитель по имени горы, на которой она стояла, звалась Черногорской. Впоследствии же, в тридцатые годы XVII столетия, она стала называться Красногорской. «Наименование это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков» (33, 48).
Как известно из старинного описания Красногорской обители, «непривлекательный на вид, скудный постройками и бедный по средствам и количеству братии, монастырь на первых порах своего существования представлял убогую пустынь. Благосостояние обители значительно улучшилось со времени перенесения сюда чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, поклонение которой привлекало множество богомольцев и располагало их к приношениям и жертвам» (33, 48 – 49). Об этой святыне следует рассказать подробнее.
Грузинская икона получила свое название по своему первоначальному местонахождению. После завоевания Грузии персами в 1622 году она была приобретена приказчиком ярославского купца Григория Лыткина у персидского торговца. По откровению свыше купец Лыткин подарил ее Красногорскому монастырю.
«В Красногорской обители икона прославилась многочисленными чудесами» (64, 542). Как только она была привезена в обитель, от нее стали совершаться исцеления. Первый такой случай произошел со слепоглухим монахом Питиримом. В 1650 г. Новгородский митрополит Иона исследовал описания чудес от Красногорской иконы и установил день ее празднования 22 августа. В конце XVII века архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) поручил смотрителю московской типографии Федору Поликарпову составить канон в честь чудотворной иконы, что и было исполнено. Тогда же, в 1698 году, архиепископ Афанасий повелел «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией помощи и Ее, Богоматери, милости», ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск (64, 543).
Из года в год, три столетия подряд, совершались эти путешествия иконы из Красногорского монастыря и обратно. Ежегодно 26 августа она прибывала в Архангельск, где оставалась до третьего воскресенья Великого Поста. Затем неделю образ находился в Холмогорах. После торжественного совершения перед ним «вечерни и молебствия» молящиеся шли крестным ходом до Введенского храма Холмогорского Успенского женского монастыря, провожая икону в обратный путь. В экипаже ее везли приблизительно шестнадцать верст до Красногорской обители (56, 64). В царствование Алексея Михайловича икону «носили в Сибирь на Лену, а также во многие внутренние города России – например, Устюг, Вологду, Переславль-Залесский, Москву…» (64, 543).
В 1920 году Красногорский монастырь был закрыт и разорен. В опустевших зданиях монастыря располагалась коммуна, потом – лагерь отдыха для детей. Последние насельники обители, которых по старости и болезни не удалось выслать, умерли в конце тридцатых годов…
Судьба чудотворных Грузинской и Владимирской икон после закрытия Красногорского монастыря неизвестна. Сохранился отчет архиепископа Архангельского Леонтия в Московскую Патриархию (по данным Д. Иванова за 1946 год), в котором упоминается, что Грузинскую икону носили во время крестного хода в 1946 году в Архангельске. Других сведений о судьбе этого чудотворного образа нет (56, 64).
К спискуПубликации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.